Касса  +7 (495) 629 37 39

На носу 8 Марта - отличный повод поговорить с актрисой, которая демонстрирует на сцене и экране самые разные проявления женского характера. Мы встретились с Агриппиной Стекловой, одной из выдающихся актрис в современном российском театре и кино, и обсудили с ней работу в Театре Наций, пьесу Гомбровича, командный дух и недостаток человеческих высказываний в российском кино.

В начале сезона в Театре Наций вышла премьера спектакля «Ивонна, Принцесса Бургундская», где вы играете одну из главных ролей. Режиссер спектакля, поставленного по мотивам выдающейся пьесы польского драматурга и писателя Витольда Гомбровича – известный польский режиссер, звезда мирового театра Гжегож Яжина. Получилась гротескная театральная история, очень современно интерпретированная абсурдистская пьеса для определенного, умного зрителя. Насколько сложно или легко было работать вам над этим проектом?

Я готовилась к чему-то сложному, а получила удовольствие от самой истории.

Работа в спектакле «Ивонна», поставленном в проектном театре, это знакомство и сотрудничество с новой, для этого спектакля собранной командой. А вы – актриса одного театра...

Скажем так, как правило, я верна Сатирикону. У меня порой случались «измены», но когда предложения со стороны были уж очень соблазнительны, и всегда художественный руководитель меня отпускал. Так же произошло и в этот раз. Это предложение от Театра Наций было очень соблазнительно.

Что нового Вы для себя открыли в работе с этим режиссером? И в работе с европейской командой постановщиков?

Это был бесценный опыт, потому что была огромная сложность в поиске общего творческого языка. Самое важное в работе с любым художником, режиссером, который обладает дарованием – я уже не говорю даже про талант – это совпадение в творческом языке, чтобы настроиться на его творческую волну. Это сложно, а тут еще была и дополнительная сложность – языковая. Я плохо владею английским, и, разумеется, не знаю польский, хотя потом уже мы его изучили. Это был первый мой опыт работы с иностранным режиссером. Ну и, плюс ко всему, сложный материал – текст пьесы Гомбровича, это абсурд, драматургия, это гротеск. Вообще сложность способа сценического существования, условий игры. Ну и, конечно же, новая команда. Это всегда дает дополнительный актерский драйв. Ни с кем из моих нынешних партнеров по спектаклю «Ивонна…» я не встречалась раньше, несмотря на то, что с Дарьей Урсуляк мы работаем вместе, в одном театре. Мы никогда не работали вмести ни с Александром Феклистовым, ни с Сергеем Епишевым, ни с Мишей Тройником и Марией Фоминой… Конечно, было тяжело, но интересно!

Выпускать было тяжело, а играть сейчас, через какое-то время после премьеры, стало легче? Или это поиск актёрского рисунка продолжается?

Пока – да. Я все жду вот этой самой волны, которая как-то накроет нас, и мы полетим.

Это спектакль о наготе в широком смысле слова, духовной и физической, и ваша героиня раскрывается с абсолютно разных сторон. Это и любящая мама, и властная женщина, и несчастная женщина, и даже диктатора я в ней увидела. Над какой стороной характера вам было сложнее работать? Несмотря на то, что, вы талантливейшая артистка, берете «на раз» все эти маски, умело работаете с гротеском. Но наверняка есть что-то, что легко далось, а что-то было сложнее и интересней.

Мы долго ее искали, эту королеву, это была самая большая сложность. Героиня – почти диктатор, королева, которая застегнута на все пуговицы, живет в футляре. На первой же встрече Гжегож сразу сказал: «Ребенок (Ивонна, которую играет Дарья Урсуляк. – Ред.) у нас есть, давайте искать королеву». И, собственно, весь репетиционный процесс мы ее искали. Я не играла подобного, конечно, для меня и актерски, и человечески, и творчески это бесценный опыт. Встреча с иностранным режиссером, с этой драматургией, с Театром Наций и этим коллективом – во всем этом царит какая-то невероятная творческая атмосфера. Во всех, без исключения. Но в Театре Наций все так профессионально, азартно, легко, что меня это совершенно обезоруживает, я влюблена в атмосферу Театра Наций. Это феноменальный опыт в нашем российском театральном пространстве, потому как этот Театр приглашает режиссеров мирового уровня и им там дают возможность работать с любыми актерами, с теми, с которыми они не просто найдут общий язык, а которых они выберут сами. Мы все проходили кастинг.

Вот этот колоссальный опыт, о котором вы говорите, повлияет ли он как-то на ваш дальнейший творческий путь?

Нет, все равно, всегда будет каждый раз, как первый. Говорят, если ты нашел формулу успеха, счастья, любви – в жизни и в творчестве, то все обесценивается. Я не верю в то, что я «теперь знаю, как». Я не знаю ничего. Чем больше я живу, чем больше я играю, тем сложнее.

А где сложнее, в кино или в театре?

По-разному. Потому что до определенного момента театром я как-то была более востребована. Я уважаю театр, и он отвечает мне взаимностью. Мой путь в кино сложнее, он более точечный, но в кино мне тоже везло, поэтому я могу похвастаться какими-то хорошими встречами…

Например, с режиссером Александром Коттом. Вы, безусловно, украсили его фильм «Инсайт». Картина социальная, довольно сложная, и в тоже время она про любовь, про надежду. Расскажите про это творческое знакомство!

Это было удовольствие. Я никогда не думала, что то, от чего получаешь такое удовольствие, может иметь результат. Всегда думала, что то, что очень любишь, не выстреливает.

Ваша героиня влюбляется в молодого человека, который потерял зрение. Это было непросто, найти образ этого персонажа? Может, вы использовали какие-то наблюдения?

Это было непросто. Мне очень помогли два Александра, один – мой прекрасный партнер (Александр Яценко - прим.ред.), а второй Александр Котт. Это тоже была команда! Вообще, теперь я окончательно поняла, что я – командный человек. И на этом фильме работала невероятная команда: оператор Петя Духовской, продюсер Катя Филиппова. И это абсолютно авторская история, Котт несет полную ответственность в этом фильме за все. Все, что нам могут инкриминировать, в плохом смысле, и все те призы, которыми мы осыпаны, и похвалы – все к Александру Котту. Это его история, это его кино. Это высказывание. И это невероятно здорово, потому что этого так мало.

Это высказывание, эта история как раз-таки будто подсмотренная, она настолько искренняя и светлая получилась.

Он знал, чего он хочет. Мы иногда шли буквально, как и сами герои, часто наощупь – у меня первый раз такое было, я даже об этом сказала Саше потом. Я была совершенно влюблена в сценарий, очень долго пробовалась, хотя он говорил мне, что утвердил меня сразу, просто пробовал меня в сценах с разными мужчинами. Я точно знала сценарий. Когда мы сняли, прошло какое-то время, неделя, наверное, и я его перечитала, и поняла, что мы сняли совершенно другую историю. Другую, нежели она мне представлялась, когда я читала этот текст впервые. И когда я посмотрела наш фильм в кино, я увидела, что получилась третья история. Это абсолютно Сашина история о любви, об иллюзии.

Ваша героиня с появлением в её жизни молодого человека, начинает жить двойной жизнью. Она - авантюристка?

Ну, я думаю, что это первая и последняя авантюра в ее жизни. Она не авантюрна по своей природе.

Включить магнитофон для слепого человека, попросить зачитать подругу «объявляю вас мужем и женой» – ведь она исполнила мечту человека.

И свою. И свою мечту.

Будучи при этом замужней.

Ну, это осуществление своей давней, заветной мечты, каких-то желаний, фантазий, иллюзий. И это авантюризм, на который она решилась первый и последний раз в жизни. Я уверена, что подобного в ее жизни не было и, конечно, уже не будет.

Еще про кино. Предыдущий год был объявлен «Годом кино», но говорят, что киногод не совсем удался. В чем проблема, на ваш взгляд? Чего нам не хватает? Ведь дают деньги, движемся вперед… Каких-то тем не хватает?

Сложный вопрос. Наверное, высказываний. Мне так кажется.

Авторских?

Настоящих, человеческих. Я не знаю, что есть автор, авторское…

Скажем так, существует коммерческое кино, на потребу дня. Ведь, например, когда был «Год спорта», то вышел фильм «Легенда №17» с Данилой Козловским, и сразу же все стали говорить о спорте, снимать про спорт, все посвящать спорту.

И все равно авторский взгляд должен быть даже в коммерческом кино, все равно это должно быть. Ну не дураки зрители, не обманешь людей. Они ведь понимают – правда или нет, болит у тебя что-то или нет. Я точно знаю. Чем больше я живу и чем больше я в этой профессии, тем больше убеждаюсь: выигрывает тот, кому есть, что сказать. Получится, если он болеет какой-то темой, болеет пьесой, сценарием – тогда это будет оценено, я уверена. Если начинаются компромиссы, то не удается выиграть.

На сегодняшний день у нас только один фильм, «Коллектор», не получив, чем они гордятся, ни копейки от государства, снятый полностью на деньги спонсоров, в прокате вышел в плюс.

Я думаю, кстати, что «Коллектор» задумывался не как коммерческое кино. Костя Хабенский – большой артист, но один человек в помещении… Я не видела кино, но это определенно не коммерческий фильм. Не «Экипаж», не «Ледокол».

Это к слову, как раз, об авторском высказывании.

Мне кажется, что у нас понятие авторства искажено. Что авторское кино – это непременно какой-то подвальный артхаус, чернуха. Нет, я говорю не про это. Авторство – это высказывание художника, режиссера и его команды.

А вы доверитесь режиссерам, снимающим короткий метр?

Доверюсь. Конечно.

И поддержите?

Абсолютно. Если человек будет увлечен – это даже по глазам понятно, по энергии, достаточно одной встречи. Доверюсь и всегда доверялась, я часто снимаюсь у студентов, если мне нравится история и нравится человек, который ее предлагает. И пусть это не получается! Но это имеет смысл. Сто процентов.

Последний вопрос. Что мы увидим в этом году? Год начался, какие сериалы с вашим участием выйдут? Другие какие-то работы?

Скажу вам честно, у меня была большая пауза в кино. До этого у меня был очень хороший год, начавшийся с «Инсайта». Затем я снялась в дебюте у Сережи Пускепалиса с Алексеем Серебряковым, фильм называется «Клинч», он уже вышел, затем у Владимира Ивановича Хотиненко в «Наследниках», и даже в эпизоде у Александра Анатольевича Прошкина в «Райских кущах» по мотивам «Утиной охоты». Потом была пауза. Я не могу сказать, что была завалена сценариями, но какие-то предложения были, и мой внутренний голос, мое внутреннее я не согласились с этими предложениями. Я репетировала «Ивонну, Принцессу Бургундскую».

А как относитесь к сериалам?

Нет, я не снималась в сериалах. Сейчас есть у меня одно интересное, заманчивое предложение, на мой взгляд, и в мае я приступаю к съемкам в фильме режиссера Артема Темникова «Кровь» на студии «Третий Рим». Мне кажется, это история, которую люди очень хотят рассказать. Это в меня попало. Очень приятно и лестно иметь к ней отношение. Дай Бог, чтобы получилось, поскольку сейчас этот фильм и съемки только в начале пути.