В начале февраля Театр Наций привозит в Москву спектакль Марины Влади „Владимир, или Прерванный полет”, поставленный два года назад по ее одноименной книге. Спектакль десять раз покажут на сцене Центра имени Мейерхольда. Он состоит из песен и крошечных новелл — печальных и забавных. Перед отъездом в Москву Марина Владимировна
„Он самая большая моя любовь”
вопрос: Мы встречаемся накануне дня рождения Высоцкого —
ответ: Я вспоминаю о нем каждый день. Он самая большая моя любовь. Вообще сейчас я живу прошлым, вспоминаю моих сестер, моего последнего мужа Леона Шварценберга и всех, кто уже ушел.
в: Володя жил в этом доме, где мы с вами беседуем?
о: Да. Дом я купила сама после съемок в Италии. Мне тогда было
в: Он не чувствовал себя в Париже в своей тарелке — не знал языка, публика не могла оценить его песни…
о: Володя же был „невыездным”, и я шесть лет боролась, чтобы ему разрешили выехать. В конце концов, в 1974 году он получил разрешение. И мы с ним посмотрели весь мир. Оказавшись впервые в Германии и увидев, как живут немцы, он проплакал всю ночь. Он же был патриотом и плакал, что мы, победившие в войне, живем так плохо по сравнению с ними. Володя ужасно страдал… В Париже ему было интересно первые
в: На Западе же его никто не знал.
о: Он был маленький, можно сказать, незаметный человек. Но когда он начинал петь, публика была потрясена. Режиссер Милош Форман вспоминал, как Володя выступал в
в: Он вам
о: Это мой самый любимый сон: на улице золотая осень, и мы с Володей, взявшись за руки, летим вдоль бесконечной аллеи с большими деревьями. Но просыпаться ужасно — я сижу одна в постели и плачу…
в: Можно ли еще найти диск „Владимир Высоцкий и Марина Влади”, на котором вы вместе исполняете его песни?
о: Его переиздали в Париже в 2007 году.
в: Вы поддерживаете отношения с друзьями Высоцкого?
о: У Володи друзей — вся Россия. Шучу, конечно. Настоящих друзей у него было мало. Я общаюсь с Юлей Абдуловой (дочка актера Всеволода Абдулова. — „Известия”), которая будет переводить в Москве французскую часть моего спектакля.
в: Вы, пожалуй, самая плодовитая французская актриса в литературном плане. Вы написали девять книг. Что побудило вас
о: Сейчас я пишу десятую книгу, но на время подготовки спектакля мне пришлось сделать паузу. Писать же я стала после того, как Симона Синьоре сказала мне: „Ты должна рассказать о Высоцком, о твоей жизни в России”. Мой старинный друг Крис Маркер (известный кинодокументалист, автор фильма об Андрее Тарковском. — „Известия”) дал мне ключ к книге. Он посоветовал мне как бы продолжать писать письма Володе. И мне понравилось. За письменным столом я становлюсь свободным человеком. Этого я никогда не чувствовала как актриса, которой нужен текст и режиссер.
в: И что вы сейчас сочиняете?
Ко мне сегодня подходят люди и говорят: „Я был в вас влюблен” Я не воспринимаю это как нечто личное. Я была идеалом, которым все увлекались
о: Не скажу. Я никому не рассказываю. Мне еще самой не ясно, что получится. Я
в: Ваша последняя книга „На пляже, человек в черном” меня поразила предельной откровенностью, с которой вы рассказываете о своей жизни.
о: Я ненавижу всякую ложь. Я вообще ничего не скрываю и всегда пишу откровенно. Меня упрекали за то, что я рассказала, как Володя пил, кололся. Я даже не хотела публиковать свою последнюю книгу, но меня убедил мой
в: В книге „На пляже, человек в черном” вы говорите, что вас спасли от самоубийства две дворняжки — Кашу и Джаз, которые сейчас активно участвуют в нашей беседе…
о: Не только собаки, но и мои шесть канареек. Они живут у меня уже
„Брижит Бардо просто копировала меня”
в: Что вы больше всего ценили в своих четырех мужьях — режиссере Робере Оссейне, летчике
о: Прежде всего они были все талантливы — каждый
в: Вашей руки и сердца добивались такие кинематографические столпы, как
о: Нас связывали не любовь, а дружеские отношения.
в: Но они за вами ухаживали, хотели…
Симона Синьоре сказала мне: „Ты должна рассказать о Высоцком, о твоей жизни в России”
о: А кто не хотел? (смеется). Сегодня, когда я в 70 лет подписываю свои книги, ко мне подходят люди и говорят: „Я был в вас влюблен!” Я не воспринимаю это как нечто личное. Я была идеалом, которым все увлекались. Годар был моим другом, которого я
в: Ваш отец воспитывал вас, как мальчика, даже учил боксу. Наверное, отсюда такой железный характер?
о: Действительно, железный. Мой отец умер, когда мне было
в: При этом вы человек очень эмоциональный.
о: Я всегда плачу, когда слушаю Марию Каллас или даже когда смотрю картины некоторых художников. Вся прелесть жизни заключается для меня в том, чтобы внешне быть крепкой и твердой, а внутри — очень нежной и сладкой. Без этих эмоций я не была бы актрисой.
в:
о: Женщине приходится быть лучше и сильнее мужчин. Помимо своей карьеры я всегда занималась своими детьми и мужьями. Всю жизнь я боролась и побеждала. У меня такой темперамент. Да и по китайскому календарю я тигрица.
в: „Я останусь актрисой до последнего дыхания” — этими словами вы завершаете свою автобиографию „24 кадра в секунду”. Вы, кажется, хотели бы еще сыграть Розу Люксембург?
о: Пьесу Вернера, посвященную последним двум неделям жизни Розы Люксембург, пока никто не поставил. В ней много действующих лиц, а у театров сейчас сложно с деньгами. На сцене я еще долго смогу играть
в: Я дважды видел вас в разных постановках „Вишневого сада” в роли Любови Андреевны Раневской. На мой вкус, это ваша лучшая роль в театре.
о: Чехов — мой любимый писатель. Я постоянно его перечитываю. Рада, что вам понравилась моя Любовь Андреевна. Хотя, мне кажется, я неплохо сыграла и Гертруду в „Гамлете”…
в: Помню, вы увлекались Мариной Цветаевой и даже играли ее в пьесе француженки Вероники Ольми „Переход”.
о: О Цветаевой я многое узнала благодаря Белле Ахмадулиной. Однажды, выступая на сцене, она сказала: „А теперь я прочту о Марине”. Я сжалась, покраснела, решив, что она будет читать обо мне. Но, конечно, это было о Цветаевой. Мы потом с Беллой долго смеялись.
в: Вам сегодня ближе театр или кино?
о: Вне всякого сомнения — театр. Театральная актриса — это моя профессия. Впервые вместе с родителями и сестрами я вышла на сцену, когда мне было три года. Чтобы меня видели, меня ставили на стол. Я пела и танцевала… Это не значит, что я не люблю свои роли в кино. Из 80 ролей, по крайней мере, двадцать мне
в: У вас, кажется, было нешуточное соперничество с Брижит Бардо?
о: Никакого соперничества. Она просто копировала меня и об этом сама рассказала. Я начала сниматься намного раньше ее. Можно сказать, что я открыла новую эстетику. Я не гримировалась, была естественна и безыскусна. Никакая женщина не снималась тогда в платье без бюстгальтера, с распущенными волосами, обнаженная. Это был новый стиль. А Брижит с Роже Вадимом (известным режиссером русского происхождения, мужем Бардо. — „Известия”) пошли по моим стопам.
в: В кино вы больше не вернетесь?
о: Для женщины моего возраста и стиля в кино ничего нет. Когда появляются отдельные „ролишки”, на них бросаются по сто человек. Бороться за них мне неинтересно.
в: Следите ли вы за тем, что происходит в кино? Время великих звезд миновало?
о: Из нас делали богинь, мы были недосягаемыми звездами. А теперь актрисы похожи на продавщиц в супермаркетах. Я совсем не презираю продавщиц, но таких недоступных и загадочных женщин, какими были мы, больше не существует. Есть хорошие французские актрисы — как Жюльет Бинош — миленькие, но не красавицы.
„Я хотела бы поставить на Володиной могиле метеорит”
в: Вы, конечно, ощущаете себя француженкой?
о: Я чувствую себя человеком планеты Земля. Во мне одновременно живут французская, русская и итальянская культуры.
в:
о: В этом есть доля истины. Мне кажется, сейчас русские изменились и больше стремятся к комфорту. Деньги правят бал в России. В кризис богачам будет сложнее, но они не пострадают так, как люди бедные.
в: Любите ли вы путешествовать?
о: Я путешествую во сне. Да и время летит невероятно быстро. Поэтому терять время на путешествия — непозволительная роскошь.
в: Вы стали затворницей.
о: Я затворница в том смысле, что сижу дома, пишу, репетирую. Живу с природой. В молодые годы я занималась спортом и до сих пор много езжу на велосипеде.
в: У вас репутация гостеприимной хозяйки. Вы мастерица готовить разные блюда. Андрея Тарковского, например, вы кормили биточками, которые он очень любил.
о: Тогда уже тяжело больной Тарковский лежал в моем доме. И я горжусь тем, что нам удалось добиться того, что из Советского Союза выпустили его сына Андрея и его тещу. Я ходила к советскому послу. А Леон сделал все, чтобы продлить ему жизнь, и Андрей смог закончить монтаж своего последнего фильма „Жертвоприношение”.
в: Главная черта вашего характера?
о: Стремление добиться поставленной цели. Сегодня для меня главное — играть и писать. И встречаться с семьей. В конце декабря у меня появился правнук Эрик, но я его пока не видела. Он живет в Парагвае. У нас с сестрами
в: Если верить опросу, большинство французов считают самым счастливым возрастом
о: И после шестидесяти можно жить хорошо, но наиболее полная и интересная жизнь — между
в: Ваш спектакль привозит в Москву Театр Наций. Все проблемы решены?
о: Я дважды разговаривала с Женей Мироновым. Он просил, чтобы большая часть спектакля была на русском языке, но я сказала „нет”. Это французский спектакль. И вся прелесть в том, что я читаю Володины стихи и
в: „Я больше уже ни в кого не влюблюсь, — сказали вы в одной телепередаче. — Я не хочу больше никаких романов… По крайней мере, не сразу”.
о: Если я добавила последние слова, то только из кокетства. Я действительно не хочу никаких романов. Меня это больше не интересует. Я вообще живу другой жизнью.
в: У вас остались
о: Сразу после его смерти, прилетев из Парижа, я отдала все его рукописи в РГАЛИ. А недавно отдала все его письма и фотографии, которые сделала за те годы. Оставила себе только листок, на котором его рукой записано последнее стихотворение: „Мне меньше полувека, сорок с лишним. Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним. Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним. Мне есть, чем оправдаться перед ним”. Я нашла этот текст после его отъезда. Когда он умер, я поняла, что это его последние стихи. Но потом я отдам и этот листок.
в: Есть ли еще неизвестный Высоцкий?
о: Возможно, остались стихи, написанные по пьяни или в ресторане на салфетке. Но я думаю, что его дети, создавая музей, попытались все найти. Я не в курсе. Я с ними не общаюсь и музеем не занимаюсь.
в: Вам
о: Не