касса +7 (495) 629 37 39
30 ноя
19:00 / Основная сцена
1 дек
19:00 / Основная сцена
касса +7 (495) 629 37 39
Меню
Назад

Пьеса Элвина Люсье в прочтении театра Post, премьера фильма «ВМаяковский» Александра Шейна, историческое дефиле по мотивам «Войны и мира» — это и многое другое увидят гости фестиваля.

12 октября стартует XII Международный фестиваль-школа современного искусства «Territoriя». Mos.ru изучает афишу фестиваля и выбирает наиболее интересные события.

Спектакль «Я сижу в комнате»

Дата: 16–17 октября

Время: начало показов в 19:00 и 21:00

Место: «Новое пространство» Театра наций (Страстной бульвар, дом 12/2)

Возрастное ограничение: 16+

Только что отгремел (в прямом смысле) музыкальный фестиваль имени Элвина Люсье, а московские поклонники мэтра саунд-арта уже заносят в ежедневники новую встречу с его творчеством. Пьесу «Я сижу в комнате» для человеческого голоса и компьютера Люсье написал в 1969 году, и вскоре после первого исполнения в Музее Гуггенхейма в Нью-Йорке она вошла в ряд ключевых произведений электронного авангарда. Суть пьесы проста: человек читает текст, начинающийся со слов «я сижу в комнате», его голос в реальном времени записывается, обрабатывается, искажается, проигрывается, перезаписывается, снова искажается — и так до тех пор, пока слова не превращаются в звон, гул и свист.

В канонической записи исполнения пьесы 1981 года, в которой звучит голос самого Люсье, этот красивый процесс распада занимает сорок минут. В версии театра Post, одной из самых интересных российских театральных компаний и постоянного участника фестиваля «Territoriя», — в два раза больше. Что неудивительно: за почти полвека, которые разделяют нас и год написания «Я сижу в комнате», в мире музыки произошло немало событий. Спектакль театра Post не просто воспроизведение пьесы Элвина Люсье, а ее осмысление с позиций сегодняшнего дня.

Фильм «ВМаяковский»

Дата: 12 октября

Время: 20:00

Место: Театр наций (Петровский переулок, дом 3)

Возрастное ограничение: 16+

Премьера фильма «ВМаяковский» — событие действительно долгожданное. Впервые байопик главного горлопана СССР режиссер Александр Шейн представил в русском павильоне на Каннском кинофестивале еще в 2012 году. За годы работы над фильмом Шейн успел жениться на исполнительнице роли молодой Лили Брик Чулпан Хаматовой и выпустить в соавторстве с Борисом Юханановым постдок «Назидание», посвященный конфликту футболистов Зинедина Зидана и Марко Матерацци и вошедший, кстати, в этом году в спецпрограмму кинофестиваля в Локарно.

«ВМаяковский» — результат многолетнего исследования биографии и творческого наследия поэта в образованной под руководством Шейна творческой лаборатории. Ее участники — актеры — встречались, чтобы обсудить характер времени, в котором довелось жить Маяковскому, и возможные причины его самоубийства, которое стало шоком для всей страны. Помимо упомянутой выше Чулпан Хаматовой, в фильме снялись Людмила Максакова (Лиля Брик в старости), Юрий Колокольников (Владимир Маяковский), Михаил Ефремов (Давид Бурлюк), Евгений Миронов (сотрудник НКВД).

Видеоинсталляция «Изнанка»

Дата: 13–15 октября

Время: с 12:00 до 00:00

Место: Московский музей современного искусства (улица Петровка, дом 25)

Возрастное ограничение: 18+

Прийти в пустую квартиру, раздеться, принять душ, перекусить, выпить воды, лечь в постель. В этих ежедневно повторяющихся действиях, доведенных до автоматизма, греческий театральный режиссер-экспериментатор Димитрис Папаиоанну ищет поэзию и, кажется, находит.

Выстроив в афинском театре «Паллас» огромную комнату без четвертой стены, он три недели подряд по ночам заставлял три десятка актеров разыгрывать в ней сцены из жизни одинокого человека. В последнюю ночь он включил камеру. Так получилась «Изнанка» — шестичасовое медитативное видео, в котором при желании можно найти себя. Или просто получить эстетическое наслаждение: под руководством Папаиоанну, специализирующегося на современной хореографии, простые движения участников перформанса складываются в красивый замысловатый танец.

Спектакль «Война и мир»

Дата: 20–21 октября

Время: 20:00

Место: Центр имени Всеволода Мейерхольда (улица Новослободская, дом 6)

Возрастное ограничение: 18+

Главное, что нужно знать о театральной компании «Гоб Сквод», — это хулиганы и провокаторы. За какую тему они бы ни взялись — фильмы Энди Уорхола, революцию, нравы в XXI веке, все получается слегка безумно, чуть-чуть ернически и ужасно весело. Так что пиетета перед великим романом Льва Толстого, за который взялась театральная компания «Гоб Сквод» на этот раз, ждать не приходится.

К Наполеону, Кутузову и обитателям салона мадам Шерер они добавляют Мэрилин Монро, Уолта Диснея, Роберта Оппенгеймера и других, на первый взгляд, неожиданных исторических персонажей. Плюс буйные танцы и лихие костюмы — в итоге получается что-то совсем невообразимое и имеющее мало общего с Андреем Болконским и Наташей Ростовой. Создатели спектакля называют его историческим дефиле, что бы это ни значило.

Кстати, «Гоб Сквод» очень любит вытаскивать на сцену «актеров» из зрительного зала — перед спектаклем приготовьтесь к неожиданностям любого рода.

Спектакль «La Fin du cercle. Конец века / Конец круга»

Дата: 14–15 октября

Время: 20:00 (суббота), 20:00 и 22:00 (воскресенье)

Место: автобус, следующий по маршруту Б. Начальная точка — остановка «Малая Бронная улица. Театр “Мост”» (Садовая-Кудринская улица)

Возрастное ограничение: 18+

Каждый год в рамках программы «Живые пространства» фестиваль «Territoriя» выходит в город. Спектакли играют на парковках, в торговых центрах и на улицах. В этом году по решению куратора программы Дмитрия Волкострелова «Живые пространства» будут организованы в… московских автобусах.

Спектакль «Конец века / Конец круга» Александра Вартанова, кино- и театрального режиссера («Практика», «Театр.doc», МХТ имени А.П. Чехова), приглашает поразмышлять о течении времени. Что в нашем настоящем от прошлого? В какой момент сегодня становится вчера, а завтра — сегодня? Постановка, которая будет разыграна в салоне движущегося автобуса, расскажет об истории страны за последние сто лет на примере работы общественного транспорта.

Спектакль «Наследие. Комнаты без людей»

Дата: 17–22 октября

Время: 17–20 октября сеансы начинаются в 17:00, 18:30, 20:00; 21–22 октября — в 13:30, 15:00, 16:30, 18:00, 19:30, 21:00

Место: центр современного искусства «Винзавод», «Цех белого» (4-й Сыромятнический переулок, дом 1/8, строение 6)

Возрастное ограничение: 18+

Реформаторы современного театра «Римини Протокол», специализирующиеся на документальных спектаклях, бродилках и флешмобах (недавно завершившийся знаменитый спектакль-променад Remote Moscow — это франшиза их проекта Remote X), представит на фестивале «Territoriя», пожалуй, самую трогательную постановку. В ней нет актеров — это просто галерея из восьми комнат. В каждую зрителей запускают группами по восемь человек строго на 10 минут, предварительно объяснив, что за дверью их ждет инсталляция, созданная по мотивам рассказов людей, которые знают, что скоро умрут.

Автор идеи Штефан Кэги с коллегами в течение двух лет общался с умирающими, сотрудниками домов престарелых, хосписов, юристами и врачами, чтобы понять, что это такое — ждать смерти. В каждой из восьми комнат, в которые входят зрители, создан интерьер в соответствии с пожеланиями одного из героев — шести одиноких людей и одной пары. Все, что они хотели бы оставить о себе на память, все, что они хотели бы рассказать о себе людям, которые их никогда не узнают лично, — семейная пара, ученый, художник-комиксист, любитель экстремального спорта, секретарша, которая всю жизнь мечтала стать актрисой. Все они смотрят на зрителей и вечность с фотографий и видео, размещенных в комнатах.

Выставка «Ночь в библиотеке»

Дата: 12 октября — 12 ноября

Время: 12:00–21:00, выходной — понедельник

Место: «Мультимедиа-арт-музей» (улица Остоженка, дом 16)

Возрастное ограничение: 12+

Канадский режиссер Робер Лепаж — любимец театралов всего мира. Его спектакли собирают полные залы и восхищенные отзывы критиков. Московские зрители знакомы с ним в основном по спектаклю «Гамлет | Коллаж» Театра наций, в котором Лепаж предоставил играть всех персонажей Евгению Миронову, а также по показанным на Чеховском театральном фестивале постановкам «Липсинк» и «Обратная сторона Луны» (оба в разные годы удостоились премии «Золотая маска»).

В этом году «Territoriя» познакомит нас с новым Лепажем — автором медиаинсталляций. «Ночь в библиотеке», созданная в подарок национальной библиотеке родного города режиссера, Квебека, — театрализованная выставка в режиме виртуальной реальности. В ней все точно как в спектаклях Лепажа — фантастические спецэффекты, неожиданные решения плюс полное ощущение присутствия. Сопровождать московских зрителей в путешествии по фантазиям Лепажа будет голос Евгения Миронова — куратора российской версии выставки и художественного руководителя фестиваля.

Попасть на выставку можно по билету в музей, предварительно зарегистрировавшись.

«Фаза. Четыре движения на музыку Стива Райха»

Дата: 14–15 октября

Время: 20:00

Место: Театр наций (Петровский переулок, дом 3)

Возрастное ограничение: 12+

Показ балета «Фаза. Четыре движения на музыку Стива Райха» на фестивале «Territoriя» — событие совершенно неожиданное и, можно сказать, историческое. Свою знаменитую постановку, с которой начинает историю современный балет, контемпорари, в Москве представит его создательница — живая легенда современного танца ученица школы Мориса Бежара «Мудра» Анна Тереза де Кеерсмакер.

Созданная в 1982 году «Фаза» положила начало новому типу танца, не иллюстрирующему музыку, а работающему с ее внутренним устройством, партитурой и глубинными принципами. Четыре части балета на музыку американского минималиста Стива Райха образуют лаконичную композицию, в которой нет персонажей — только геометрия, направление и скорость движения. Этот балет ничего не рассказывает, это абстракция, как и музыка Райха.