Да и, собственно, с чего вдруг произойдет примирение?
Ненависть в этом спектакле — состояние мира, в котором нет места любви. А если любовь и возникает, то обречена на погибель. Всё и все дышат этой иррациональной, животной жаждой кровопролития. Вышел ли ты на улицу, стоишь ли на площади — будь готов к поножовщине.
Верона у Панкова похожа на Люберцы. Монтекки — местные жители — светловолосые, во всем светлом (в золотом шелке), Капулетти — понаехавшие хачики, гастарбайтеры — жгучие брюнеты, во всем черном. Ромео (Павел Акимкин) — европеец, Джульетта (Сэсэг Хапсасава) — азиатка. В клане Капулетти говорят на башкирском, татарском, бурятском. Собираясь вместе, изъясняются
Сцена открыта с четырех сторон. Минимум декораций, реквизита и бутафории. Спустили люстры — вот вам и сцена бала. Поставили по углам четыре больших барабана — обозначили ритуальное пространство боя Тибальта и Меркуцио (художник-постановщик Максим Обрезков).
По законам, царящим на этой территории ненависти, появление у
Герои спектакля не знают (и не хотят знать), что такое благородство, милосердие, сострадание. А если и есть к тому задатки, то очевидны либо их слабость, либо изгойство. Мужская роль Бенволио, друга Ромео, становится женской (Анастасия Сычева) — это девочка, вступившая в банду как мальчик. Еще Кормилица (Ирина Рындина) — существо не от мира сего. В мусульманском платке, шурша черным шелком, она тенью скользит по территории, забрызганной кровью. Она не смотрит по сторонам: и потому, что страшно, и потому, что главное для нее — спасти и защитить.
А вокруг и вправду страшно. Дуэль Тибальта (Александр Новин) и Меркуцио (Петр Маркин) — схватка под бой барабанов, почти языческий ритуал, взывающий к жертвоприношению. Меркуцио — не юркий и язвительный друг Ромео, но богатырь Илья Муромец (голый до пояса), идущий врукопашную. Кажется, такой раскидает всю Верону, однако убивают его. И вот члены двух банд стоят у трупа в растерянности. Замерли, всматриваются в распластанное тело, на мгновение поддаются раскаянию. Убивать трудно, но не менее трудно жить с мыслью, что ты причастен к убийству…
Однако ход вещей от этого не изменится. На этой территории убивали, убивают и будут убивать. И права на любовь ни у кого нет.
Владимир Панков поставил Шекспира в жанре