Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

«О, боже, какой мужчина…»

В Театре Наций к юбилею художественного руководителя, народного артиста РФ Евгения Миронова режиссер Тимофей Кулябин осуществил давно задуманную постановку знаменитой пьесы «Иванов», которую ровно130 лет назад сочинил Антон Чехов по заказу основателя театра Федора Корша. Драматург был чрезвычайно недоволен распределением ролей у Корша, поскольку на премьере увидел «исключительно героев, подлецов и шутов». Антон Павлович же писал просто о современниках. Сегодняшняя постановка, кажется, Чехову бы понравилась: на сцене - самые обыкновенные, рядовые граждане.

Тимофей Кулябин, работая над спектаклем, тщательно изучил разные варианты чеховских метаний от комедии к трагедии и органично соединил горькое и смешное, как всегда у Чехова, и как обычно бывает в жизни. Кулябин вывел на сцену Театра Наций такие персонажи, что дух захватывает от узнавания и хочется немедленно перечитать пьесу. Все точно по классику: «Люди обедают, а в это время слагается их счастье, и разбиваются их жизни…». У Чехова счастливых лиц ни в одной драме не найдешь – любят всегда безответно и не тех, живут, словно во сне, мучаются наяву, и хочется каждого понять и почти каждому посочувствовать.

Во всей чеховской драматургии «Иванов», пожалуй, самая депрессивная пьеса, с такой удушливой атмосферой, что в финале самому хочется застрелиться вслед за главным героем. Режиссер Кулябин выбрал первый вариант пьесы, в котором настрадавшееся сердце Иванова в финале просто отказалось работать, а не тот, в котором он стреляется. Действительно, кто у нас сегодня от безысходности берется за пистолет? Душа самостоятельно спасается бегством через рак или инфаркт. Помнится, в школе нас учили, что великая октябрьская социалистическая (все буквы требовалось писать заглавными) революция открыла человечеству путь к счастливой жизни, подарила волю, открыла новые горизонты. И вот, прошел целый век, а человечество так и не вышло на просторы. Вероятно, дело в самих людях, не способных просто жить да радоваться, все-то им мешает: то соседние государства, то соседи по дому, а то сами домашние («Люди, люди…порождение крокодилов…». - Сокрушался Шиллер в "Разбойниках").

Анна-Сарра (Чулпан Хаматова) – милая, любящая, несчастная, угасающая женщина. У Чехова Сарра умирала от чахотки, но кто нынче чахнет? Сегодня людей побеждает рак, отправляет на тот свет сотнями тысяч. У Сарры больше нет сил сопротивляться смертельной болезни, да и незачем. Тех, кто потерял смысл жизни, рак уносит быстрее. Героиня Чулпан Хаматовой говорит мало, и при этом, сколько боли в темных глазах, как холодны и прозрачны ее руки. Она старается держаться, но раздражает мужа потому, что ради него пожертвовала всем: отказалась от собственного имени, семьи и богатства, поверила ему, шагнула в любовь как в омут. И обратного пути нет: «Пять лет я с тобой жила и мучилась от мысли, что бросила семью. Но ты был моим кумиром, что же это, ты меня обманывал?». - Ей кажется, что мужа можно вернуть, но своей преданностью она еще больше отталкивает его, вызывая чуть ли не брезгливость. Антон Павлович Чехов сам терпеть не мог жертвенности («Я ей не прощаю того, что я любил её…») и обрек несчастную героиню на безжалостное одиночество, обиду и смерть.

Впрочем, в спектакле есть персонаж, готовый подхватить гибнущую женщину в любой момент. Доктор Львов (Дмитрий Сердюк) постоянно находится рядом с Анной Петровной – то проверяет пульс, то дает лекарства, то просто держит за руку. Львов молод и одинок, всем нутром ненавидит Иванова, который его игнорирует. Львов вообще всех утомил своим занудством и гиперчестностью, он в обществе - персона нон грата. Бледной тенью доктор следует за Саррой, словно преданный пес, а после ее кончины неприкаянно слоняется, как побитая, никому не нужная собака. Львов отчаянно обвиняет Иванова, даже пытается вызвать его на дуэль, но тот ни на что не реагирует, ему все безразлично… Актеру Дмитрию Сердюку удается точно передать внутреннее состояние доктора, трагически переживающего безнадежность положения любимой пациентки. Львов, кажется, даже физически ощущает ее боль, вслед за Саррой, делаясь почти прозрачным, невидимым, лишь влажные глаза сверкают на бледном лице.

Появление в жизни Иванова юной Саши Лебедевой (Елизавета Боярская) приближает трагический уход Сарры. Саша, несмотря на мещанскую обстановку, окружающую ее с рождения, выросла доброй, порядочной, деятельной девушкой. В тесном мирке, наполненном скучными обывателями, лишь один дядя Коля (Иванов) был ей интересен. Повзрослев, она так и не встретила никого лучше. Бедная девочка решила посвятить себя взрослому долгу, который сама себе выдумала. В ожидании Иванова, Саша терпеливо сносит буйное домашнее застолье, устроенное решительной мамашей Зинаидой Савишной (Наталья Павленкова) в честь дня рождения дочки, иронично прислушивается к пошлым разговорам и тостам, вежливо благодарит за ненужные подарки.

Саша уверена, что ее любовь поможет вырваться из этого болота и вытащить Иванова, но более опытные женщины не зря затягивают горькую песню «А я люблю женатого»: «…с любовью справлюсь я одна, а вместе нам не справиться…». Пошлая аляповатая обстановка в доме Лебедевых (остроумная сценография Олега Головко), громоздкие никчемные подарки (один фонтан чего стоит), радио с «российским соловьем» Николаем Басковым, унылая квартира Иванова, опостылевший кабинет. Фантазии режиссера и художника позволяют зрителям, как следует насладиться бытовыми подробностями, в которых проходит жизнь современных чеховских героев.

Глава семейства Лебедевых (Игорь Гордин), пьющий от безысходности интеллигент, не в состоянии что-либо изменить, помочь любимой дочурке. Смешной и жалкий, трогательный и растерянный, Лебедев находит свой выход…на дне стакана. Посланный за деньгами к Иванову, Лебедев стеснительно предлагает другу свою собственную заначку, скрытую от жены. Безвольный подкаблучник, но добрейший человек, пытается утешить Иванова: «Смотри на вещи просто, вот потолок – он белый…». Лебедев в исполнении Игоря Гордина – чуть ли не самый положительный герой спектакля.

Помимо главных героев, есть персонажи, без которых спектакль не получился бы таким объемным. Например, колоритнейшие гости в доме Лебедевых. Вот - Авдотья Назаровна (Ольга Лапшина), бойкая, крепкая, уморительная баба, не страдающая рефлексией: петь так петь, есть так есть, пить так пить. А вот - Бабакина (Марианна Шульц), одинокая роскошная энергичная дамочка в самом соку. Какими томными, одновременно, оценивающими взглядами она окидывает каждого входящего мужчину, при этом как неожиданно застенчива. Помолиться что ли, чтобы Он (идеал), наконец, появился на горизонте. «О боже, какой мужчина…», - подхватывают подруги набившую оскомину попсу. Хозяйка дома мадам Лебедева (Наталья Павленкова) - самая деловая. Она хорошо умеет считать и просчитывать: как деловито под столом вскрывает подаренный дочери конверт от Бабакиной, как жестко требует с Иванова долг. Но когда и как она просчиталась, если ее воспитанная и образованная Саша вручает свое будущее давно уже бесперспективному Иванову? В ЗАГС, где во втором действии уморительно хлопочет Авдотья Назаровна (Ольга Лапшина), Лебедева явится в полном трауре: конец надеждам. Актрисы Наталья Павленкова, Ольга Лапшина и Марьяна Шульц живо и подробно представляют характеры своих героинь - жестами, взглядами, подъемом бровей передавая мельчайшие нюансы. Вообще, актерские работы в «Иванове» – замечательно слаженный ансамбль ярких солистов.

Иванов (Евгений Миронов) – главное действующее лицо и единственное, которое не действует. Когда-то умный, веселый, перспективный выпускник университета, Иванов «сдулся» в провинции после пары лет семейной жизни, когда пришла пора предъявить свою ответственность и состоятельность. Ни того, ни другого в арсенале Николая Алексеевича не оказалось. Этакий депрессивный неудачник, противный сам себе. Любил-разлюбил, устал, выдохся. А куда деться от вины перед Саррой, гибнущей на глазах? Слаб человек. Но брошенное в лицо Львовым: «Вы – подлец!», - тоже нельзя полностью отнести к Иванову. «Он – хороший, несчастный, непонятый человек…», - утверждает друг Лебедев. Мечтательная и романтичная девочка Саша росла в мечтах, что когда-нибудь и у нее будет такой «о, боже, какой мужчина». Она верна своему детскому идеалу и готова ему это доказать. Загоревшись на мгновение от Сашиного любовного пламени, Иванов тухнет еще до свадьбы. Нет сил, но нет и той мягкотелости университетского друга, которая позволила бы ему отдаться окрепшей женской воле молодой Лебедевой. А тут у невесты и трепет проходит, и воля крепнет: «Я его не понимаю, и, уже кажется, не так люблю, как раньше…».

«Счастье – это, когда тебя понимают», - написал герой фильма «Доживем до понедельника». Когда тебя не понимают, не остается ни счастья, ни жизни.И сердце отказывает.