Студенты РАТИ (курс О. Л. Кудряшова) Никита Гриншпун, Вероника Родионова, Тимофей Кулябин, Полина Стружкова, Андрей Неделькин, Нияз Гаджиев и Чой Ю Ри, студенты курса С. Голомазова Андрей Малашкин и Александр Баринов, Юрий Алесин из „Щепки” (курс В. А. Сафронова), Олег Еремин с курса В. М. Фильштинского (СПГАТИ) и Арсений Эпельбаум (курс В. Б. Гаркалина в РАТИ).
Это была уже III Всероссийская творческая мастерская „Молодая режиссура и профессиональный театр”. О первых двух мы писали в № 31 и 38, знаю доподлинно, что Вторая так сдружила „гинкасовцев”, „женовачей” и „козловцев”, что они с тех пор общаются, болеют друг за друга, ездят на премьеры
Каждый из них заранее заявлял отрывки, писал письма актерам и собственные CV. Публикуем несколько отрывков, тайно полученных от агента литчасти театра по прозвищу Киса.
Юрий Алесин — актерам. „Здравствуйте, господа актеры. Пишет вам ваш далекий и неизвестный друг — режиссер Юрий Алесин. Свидание наше будет очень коротким, практически мимолетным, и мне, безусловно, хочется, чтобы эти несколько дней прошли в приятной творческой атмосфере. Поэтому и материал я выбрал такой
Тимофей Кулябин — оргкомитету. „Я очень рад, что представленный мною материал устроил организаторов фестиваля, но
Арсений Эпельбаум — миру. „Дорогие мои эпельбаумоведы и эпельбаумоведки! Поскольку вы только начинаете изучать феномен моего гения, то, естественно, не подозреваете о его размерах и высотах, поэтому скажу сразу — мой гений неизмерим. Посему сегодня я покажу вам только верхушку айсберга, об остальном умолчу в целях экономии моего бесценного времени. Вы ждали творческую биографию, но что такое творческая биография? Это биография творчества, а не человека! А как быть, когда человек и творчество едины? Если они представляют собой единое целое?. А вот как! Я предлагаю вам биографию не творчества и не человека, но ТВОРЦА! Итак, начнем Держитесь крепче Я РОДИЛСЯ! В 1987 году! Это событие так потрясло мир, что мне пришлось ждать
Если честно, моя культурная миссия в ГИТИСе завершена, и сейчас, в ожидании пресловутого диплома, я коротаю время следующим образом: играю в театре Сатирикон в спектакле, который нам с Райкиным поставил мой коллега Роберт Стуруа, играю
После лаборатории, дорогие эпельбаумоведы, я устраиваю
В этом году Мастерской руководили не только О. С. Лоевский и В. В. Кокорин, но и декан режиссерского факультета РАТИ М. Н. Чумаченко. Он был в Екатеринбурге таким же дебютантом, как и его студенты, и его восторг от увиденного был не ниже градусом, чем их восторги.
М. Н. Чумаченко. Когда прошла Вторая лаборатория, на которой были ученики Женовача и Козлова, третий этаж ГИТИСа сильно изменился, он четыре месяца жил
Подводя итоги, могу сказать, что идея, принадлежащая Олегу Лоевскому, — из великих идей. Я ни в коей мере не преувеличиваю. Потому что разрыв между театральным образованием и профессиональным театром огромен. Это пропасть, которую молодой режиссер преодолевает обычно с ужасными потерями, катастрофами. Хорошо, если ты попадаешь после института в театр, где тебя любят. Но такого почти не бывает, обычно ты оказываешься в незнакомом мире, где тебе за два месяца надо сделать не отрывок, а спектакль, в котором этих отрывков должно быть тридцать или сорок. Исчезают все дружеские отношения („давай порепетируем в ночь”) — и возникает жуткая дыра. Лоевский заделывает эту дыру, он дает молодому человеку возможность за три дня окунуться в профессиональный театр.
У меня редко бывают выступления панегирического характера, но несколько дней жизни этой лаборатории очень точно определил один из участников, Никита Гриншпун. Он сказал: „За эти три дня я понял про профессию больше, чем за несколько лет института”.
Остановить работу на несколько дней может только абсолютно уверенный в себе театральный организм. Екатеринбургский ТЮЗ может. Приятно, что Вячеслав Кокорин занимает позицию советчика. Редкое ощущение от актеров. Степень нервных затрат в работах молодых людей, в единственном показе, поражает. Они не просто участвуют в работе, учат горы текста. Уходя отсюда ночью, я вижу, как актеры продолжают репетировать со „своим” режиссером: завтра показ. Представить себе такую самоотверженность в профессиональном театре тоже почти невозможно: они вытаскивают, выручают в
Невозможно переоценить тот факт, что на лабораторию приезжает вся Россия и она, лаборатория, становится неким критерием.
И вообще увидеть одновременно Лоевского, который начинает разговаривать про вертикаль поэтического театра, Дмитревскую, которая видит всю Россию и соединяет работы „лаборантов” с реальностью этого театра, увидеть в зале огромное количество режиссеров и директоров — это разве не счастье? Никогда в жизни у ребят не будет ситуации, чтобы зал состоял из людей, реально представляющих российский театральный процесс. И когда сегодня