— Лия Меджидовна, а ведь Марселину
— Конечно, помню ее блистательную игру. Как и Ольгу Аросеву в этой роли. Ольга Александровна
— Не слишком ли много Миронов взвалил на свои плечи?
— Вот Олег Павлович Табаков, его учитель, попробовал все. Должен же ученик переплюнуть учителя! И что с того, что наши персонажи не носят напудренных париков и играют на электрогитарах! У нас вполне современная история. Думаю, Бомарше был бы счастлив увидеть такими своих любимых героев, придуманных им еще в 1781 году.
— Московскую премьеру „Фигаро” посетил весь бомонд. Даже Ксюша Собчак заглянула посмотреть ваш
— О, для нас это большая честь (хохочет).
— Вы человек с большим юмором, острым умом Никогда не хотели попробовать себя в роли телеведущей?
— Мне предлагали вести разные программы, но я отказывалась. Мне кажется, после бесконечного мелькания на ТВ актриса уже не воспринимается как актриса, что бы она потом ни играла. А я
— А когда в театре у вас случались простои, как вы поступали?
— У меня замечательный продюсер Ефим Спектор. Он моментально включается, мы ищем выход. Так появился спектакль „Чокнутые королевы”, так появились „Старосветские помещики” с Богданом Ступкой, „Персидская сирень” с Михаилом Жигаловым по пьесе Николая Коляды. „Сирень” — вообще особенный спектакль. Он идет уже
— Говорят, на студии „Ленфильм” вы в черном списке
— Этой истории, наверное, лет двадцать пять. Мне дали роль в одной из картин, но в последний момент отказали. Оказывается, в тот момент вышло
— Почему вы сейчас редко появляетесь в кино?
— Редко, но мне повезло с фильмом Кирилла Серебренникова „Изображая жертву”. В спектакле МХТ эту роль замечательно играет моя подруга Алла Покровская, и когда Кирилл предложил мне сыграть в киноварианте, то возник непростой этический момент. Пока я с Аллой не переговорила, не могла принять решения. К счастью, подруга меня поняла, не обиделась. Чем мне нравится Кирилл Серебренников: он не бросит недоделанное, ищет выходы, решения. Я сама такая же. Не успокоюсь, пока не будет сделано так, чтобы я верила, что правдиво существую в этой ситуации.
— С Серебренниковым легко нашли общий язык?
— Да, это человек, с которым мне легко. Он серьезно занят актерами и тем, чтобы мы „жили” правильно.
— Но вам должно быть известно, что эксперименты этого режиссера далеко не всем по вкусу
— Искусство движется вперед, появляются новые таланты, которые не вписываются в стереотипы. И это прекрасно, потому что, если будет одно и то же, мир превратится в скопище унылых стариков. Каждое поколение должно делать открытия. У Жюля Ренара есть замечательная фраза: „Талант входит в жизнь с кощунством на устах” — и каждое поколение должно прийти со своим протестом. Как в Александринском театре замучили бедного Гоголя, он бежал, расстроенный провалом пьесы „Ревизор”. И Чехов бежал из театра после провала пьесы. И так будет всегда. Я смотрела фильм о Стравинском, его спросили: „На вас часто обрушивалась критика. А сейчас вас понимают?” Он ответил: „Нет, но теперь уже делают вид, что понимают”. Когда Кирилл сделал в „Современнике” замечательный спектакль „Антоний и Клеопатра”, как окрысились критики! Впереди бежали бывалые театралы, которые знают, как „можно” и „нельзя” Никогда не хотела бы пополнить их ряды.
— Вы сыграли несколько блистательных ролей в картинах Эльдара Рязанова. Как началось ваше сотрудничество?
— Впервые Эльдар Александрович пригласил меня на небольшой эпизод в фильме „Ирония судьбы ”. Роль подружки главной героини. Но что же делать, есть и такая роль. Честно говоря, не хотелось играть в таком крохотном эпизоде, но Рязанов уговорил. И правильно сделал.
Был момент, когда вокруг меня кружились несчастья, мама умерла, а Рязанов пригласил сниматься в „Небесах обетованных”, и это меня просто спасло. Потом в „Старых клячах” не смогла играть одна известная актриса — опять вызвали меня. Я и в „Андерсене”, последней по времени картине режиссера, снималась, но в конечной версии Рязанов мою роль вырезал. Сказал, что она не поместилась в метраж картины. Наверное, плохо сыграла. Но, чтобы ни случилось, мы с Эльдаром Александровичем очень нежно относимся друг к другу.
— В сериалах принципиально не снимаетесь?
— „Пятый ангел” — единственный случай в моей жизни. Но это работа блистательного режиссера Владимира Фокина. Недавно он закончил работу над фильмом по „Веселым похоронам” Людмилы Улицкой. Для меня там в принципе роли не было. Но он нашел совсем малюсенькую. Боже, сколько дублей мы делали, снимали, потом переснимали
— Друзья занимают в вашей жизни большое место?
— Да, Алла Покровская — моя подруга. С Ольгой Александровной Аросевой тоже дружим. .. С Аллой Будницкой мы дом вместе построили. В одиночку было не поднять. А так вот подняли и живем теперь вместе: бедуем и радуемся. Есть у меня и такая замечательная подруга, как Мила Лось, она
— Чем занимаетесь на досуге?
— С удовольствием хожу в театр, я благодарный зритель. Интересуюсь изобразительным искусством, архитектурой. Очень люблю путешествовать. Читаю. Улицкая замечательно пишет. Прочитала переписку Льва Гумилева с женщиной, которую он любил всю жизнь. Очень нежные, трогательные письма. Я люблю такую литературу, она не только о человеке, но и о времени. Мне лично очень близко все ахматовское окружение.
— А сами вы еще не принимались за мемуары?
— Сама ничего не пишу. Но обо мне готовит книгу театровед Любовь Пайкова. Книга о творчестве, жизни, о том, во что я погружена
— На людях вы всегда такая энергичная, а каково вам наедине с собой?
— Не скажу, что меня постоянно преследует уныние, но временами душа болит. Поводы, увы, есть. Обидно, когда нет работы, но еще обиднее, что жизнь такая короткая Иногда словно проваливаешься в черную дыру, и она начинает засасывать. Хотя, конечно, уныние ни к чему хорошему не ведет, да и грех это. Надо бежать от унылых лиц за сто километров! Когда вокруг вас причитают, кликушествуют, лучше всего спасаться бегством. Но, к счастью, бывают и моменты, когда Бог тебе улыбается