Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Руководитель Театра наций приехал в наш город на гастроли «с открытым сердцем»

В эти дни в Петербурге проходят первые масштабные гастроли мос­ковского Театра наций. В двух из семи очень разных спектаклей, которые москвичи привезли в наш город, занят Евгений Миронов. Не нуждающийся в представлении актер уже восьмой год является худруком театра, который с приходом на эту должность Миронова вышел на новый уровень: сегодня Театр наций - один из самых популярных коллективов столицы. О том, как ему удается совместить разные творческие ипостаси, найти общий язык со звездами, работающими в его театре, и одному сыграть все роли в «Гамлете», народный артист России Евгений Миронов рассказал на встрече с журналистами.

«Мой партнер - куб»
- Евгений Витальевич, в спектакле Робера Лепажа «Гамлет/Коллаж» вы играете все роли. Как вам «работалось» с высокотехнологичным кубом, в котором и происходит действие спектакля?

- Главная особенность Робера Лепажа и его команды, которые работали и с Цирком дю Солей, и со многими звездами эстрады, - любовь к превращениям. Поэтому многое сочинялось в процессе репетиций, и я сам не знал, что произойдет в тот или иной момент. И вдруг на премьере я почувствовал, что машина начала на меня давить. Потому что, если не сработает какой-то механизм, что-то вовремя не откроется - не закроется, все, играть дальше будет невозможно. Но теперь мы с кубом партнеры, вернее, куб - главный персонаж спектакля.


- То есть Шекспир ушел на второй план?
- Ни в коем случае. Мы сидели, изучали, пригласили шекспироведов из Окс­форда, делали серьезный разбор. И отсмотрели всех актеров, которые играли Гамлета, в том числе и Иннокентия Смоктуновского. Но я считаю, что Гамлета играть нельзя, это суть, совесть. И роль получится, если только ты говоришь от себя, про себя. Мы даже организовали к дню рождения Шекспира проект, в котором участвовали девять режиссеров всех жанров. И с шести вечера до часу ночи в нашем театре можно было увидеть самые разные подходы к шекспировским произведениям.

Полсекунды, чтобы понять
- А как на Западе относятся к русскому театру? Приглашают? 

- Русский театр нужен в Европе дозированно. В основном востребован театр психологический. Там так и спрашивают: «Иванов», «Чайка» есть? Нет, ну тогда нам не надо. На большие фестивали наши театры давно не приглашают. Поэтому мы пошли другим путем - стали приглашать знаменитых режиссеров сами.


- И сотрудничество получилось успешным. А как вы выбираете тех, кого пригласить?
- Чтобы понять, какой ты артист, нужно полсекунды. А вот чтобы понять, какой режиссер, - надо залезть в его внутренний мир. Я вообще боюсь доверяться режиссерам. Но бывают случаи, когда мой внутренний мир совпадает с режиссерским миром.

«К нам может прийти любой»
- А по какому принципу вы приглашаете актеров - ведь большинство из них звезды - в постановки вашего театра? 

- К нам может прийти любой. Вот мальчик один у входа долго стоял, просился посмотреть на репетиции. Его пустили, так он действительно на всех репетициях был. А потом смотрю, он уже в массовке играет. Я, кстати, тоже так Табакова долго караулил у служебного входа, пока совсем не замучил и он меня не занял в постановке. Так что главное, что должно быть, - это желание. Это относится и к звездам. Например, Ингеборга Дапкунайте, чей большой дебют на российской сцене состоялся в нашем спектакле «Жанна», в процессе работы проявляла просто студенческую трудоспособность. Или Чулпан Хаматова, готовясь к спектаклю «Фрекен Жюли», искала аналогию своей героини с жительницами Рублевки, встречалась с ними. С такими дочками и женами олигархов, у которых и вокруг, и внутри - пустота.


- А как в вашем, как кто-то его назвал, буржуазном театре появился спектакль «Бросить легко», основанный на рассказах наркозависимых?
- А тоже пришли человек двадцать таких ребят и предложили сделать спектакль. И, послушав тот ужас, который они рассказывали - а это были в основном бывшие героиновые, то есть, по мнению общества, неизлечимые, наркоманы, - я пригласил режиссера Руслана Маликова, и он сделал с этими ребятами спектакль. В котором, может, все чуть чересчур и который не каждый выдерживает, но на него приходят такие же ребята, и он их чему-то учит. А вообще это спектакль про зависимость вообще, зависимость от чего-либо.

«В театре можно все»
- И от работы тоже? Вот как вы, например, умудряетесь совмещать активную актерскую деятельность и руководство театром?

- В театре ты можешь позволить себе все. Вопрос лишь в распределении сил. И не только в театре - везде. Худрук - это прежде всего интуиция, он отвечает за все, основные решения принимать должен тоже он. Я, когда только начал заниматься Театром наций, даже перестал сниматься. Теперь у меня появились помощники, и стало легче. Сейчас я, кстати, снимаюсь в Петербурге, в фильме «Синдром Петрушки» по Дине Рубиной.


- А что еще вас связывает с нашим городом?
- Я поклонник безмерного таланта нынешнего руководителя БДТ Андрея Могучего и благодарен ему за мужество и терпение, которые он проявил, согласившись сделать в нашем театре, когда он только открылся после ремонта, спектакль - «Circo Ambulante», в котором Дон Кихота играет Лия Ахеджакова, а в некоторых эпизодах на сцене одновременно находятся 40 человек, включая танцующих монтировщиков. Спектакль, в котором нет рамок, в том числе и финансовых. Кстати, это первая и пока единственная работа Могучего в Москве… А мы приехали к вам с открытым сердцем и настоящей глубиной. С тем, что Петербург всегда ценил и что всегда здесь было очень важно.