Евгений Миронов вообще актер замечательный. Но особенно хорошо ему удаются роли юродивых (помните князя Мышкина?). Кирилл Серебренников, который поработать с Евгением хотел давно, будто бы подогнал под эту особенность артиста всю идею спектакля. Только если в „Идиоте” Миронов сыграл Светлого юродивого, то в „Господах Головлевых” он юродивый Темный. Такой вот сугубо национальный „Ночной Дозор”:
Иудушка Головлев у
А Серебренников прицепляет Миронову мушиные крылышки, когда тот за святого себя выдает. Это на случай, если мы раньше в нем муху не распознаем — ведь он все время на одной ноте разговаривает — жужжит. Перемещается, сгорбившись, голову в плечи втянув, к тому же пострижен гаденько, чтобы пущее отвращение вызвать. Крестится, пропуская ровно половину канонического движения: просто сверху вниз, и снова, и снова сверху вниз, быстренько так Иудушка тут не страшный, а противный и совершенно невменяемый. А вокруг него тем не менее все, как положено, мрут.
— Ужасные пауки нас губят? — спрашивает режиссер у классика. — Да нет, мерзкие мухи!
И еще сильнее принижает трагические образы: каморки, символизирующие вертикально стоящие гробы — во всяком случае, покойники появляются в них регулярно, — шибко напоминают деревенские сортиры.
Это только звучит смешно. На самом деле спектакль мрачен до невозможности.