Top.Mail.Ru
Сегодня
19:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Сегодня
19:00 / Основная сцена
Касса  +7 (495) 629 37 39

В Театре наций выходит одна из громких премьер года. Чулпан Хаматова, Евгений Миронов и Юлия Пересильд играют „Фрекен Жюли” в версии Томаса Остермайера.

Для своего дебюта на российской сцене Томас Остермайер, руководитель берлинского „Шаубюне” и один из самых сильных режиссеров европейской новой волны, выбрал скандальную драму Августа Стриндберга. Неутомимый исследователь взаимоотношений М и Ж, женоненавистник и враг феминизма, Стриндберг в 1888-м написал написал небольшую пьесу о том, как графская дочка, рассорившись с женихом, на одну ночь сошлась с лакеем, отбив его у своей кухарки.

Описывая этот скоротечный роман, Стриндберг не обошел вниманием даже интимные подробности женской физиологии. В итоге пьеса была сыграла только один раз, после чего ее запретили цензурой.

Для Томаса Остермайера „Фрекен Жюли” стала продолжением его давней темы — исследования места и роли женщины в нынешнем обществе. Лет семь назад, на фестивале NET, Москва впервые увидела спектакли Остермайера — это были „Нора” Ибсена и „Концерт по заявкам” — история самоубийства современной одинокой женщины, рассказанная без единого слова. Впрочем, современным в постановке Остермайера становится любой сюжет. Так, действие „Норы” происходило в доме преуспевающего адвоката Хельмера, оборудованного по последней дизайнерской моде. Отношения супруги выясняли тоже вполне современно: в финале Нора не только покидала мужа (так у Ибсена), но разряжала в него пистолетную обойму.

В общем, не удивительно, что работу над „Фрекен Жюли” Остермайер начал с того, что заказал драматургу Михаилу Дурненкову новый вариант пьесы, перенеся действие в… сегодняшнюю Россию. Если еще точнее — на современную кухню, оформленную в стиле хайтек. Эту кухню воспроизведет на открывшейся после ремонта сцене Театра наций давний соавтор Остермайера — художник Ян Паппельбаум. Вообще, всю постановочную команду режиссер привез с собой, а значит, качество декораций, света и звука в спектакле будет такое, какое редко встретишь в отечественных спектаклях.

Вот на этой-то кухне молчаливая Кристина (Юлия Пересильд) будет стряпать что-то очень вкусное, будто нарочно дразня зрителей и превращая действие в подобие очередного кулинарного поединка. Ароматы еды лишь оттенят подлинность драмы, происходящей между раздавленной собственным падением Жюли и самодовольным Жаном. О хеппи-энде в данном случае мечтать не приходится. Впрочем, кто его знает, может, Остермайер и на этот раз перепишет финал, отменив самоубийство героини. Остается добавить то, с чего, наверное, следовало начать, — Жана и Жюли сыграют Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Подробности их игры сохраняются в строжайшем секрете, но то, что „Фрекен Жюли” станет одним из главных событий сезона, ясно уже сейчас.