касса +7 (495) 629 37 39
сегодня
19:00 / Основная сцена
касса +7 (495) 629 37 39
Меню
Назад

Постановку спектакля «Аудиенция» в Театре нация с Инной Чуриковой в роли английской королевы можно смело назвать грандиозной.

На сцене воспроизведена атмосфера Букингемского дворца с роскошными декорациями. Чего стоят одни люстры, спускающиеся с высоченного потолка. Даже обивка стульев точно такая же, как в апартаментах Елизаветы II, где английская королева каждый вторник, на протяжении шестидесяти четырех лет принимает премьер-министра Великобритании - за время ее правления их было двенадцать. Нынешний премьер-министр, Тереза Мэй, стала тринадцатым. Это не обязанность премьеров, прописанная в конституции, это любезность, которую каждый оказывает Ее Величеству, рассказывая о последних событиях во внешней и внутренней политике. О чем они веду беседы – доподлинно никому неизвестно. Но английский драматург Питер Морган взял на себя смелость предположить, о чем именно эти разговоры – и написал пьесу, которая впервые была поставлена в Лондоне в 2013 году. В той постановке в роли Королевы была одна из величайших актрис современности Хелен Миррен. Играть Елизавету II ей уже приходилось – в биографическом фильме 2006 года «Королева» режиссера Стивена Фрирза (за эту роль актриса получила премию «Оскар»). Постановка пользовалась невероятным успехом в Англии, транслировалась в прямом эфире в ряде англоговорящих стран, потом перекочевала на зарубежные подмостки, и, наконец, появилась в России.

Любопытна история ее появления у нас. В 2015 году Инна Чурикова вместе с мужем и сыном побывали на лондонском спектакле, и он так воодушевил эту творческую семью, что они решили непременно поставить пьесу в родном театре актрисы, «Ленкоме». Но не случилось .Причина проста - у театра не нашлось средств на такой затратный проект. Тогда Глеб Панфилов вместе с сыном, взявшимся за продюсирование постановки, обратились за поддержкой к одному из богатейших людей страны, известному меценату Алишеру Усманову, не очень-то рассчитывая на успех - и ошиблись. Миллиардер сразу же дал согласие на финансирование.

Глеб Панфилов в одном из интервью назвал постановку «Аудиенции» «семейным предприятием»: на роль Елизаветы II никто кроме Инны Чуриковой и не рассматривался. Театр Наций для этой постановки предоставил свою сцену. «Я всегда мечтал, чтобы на подмостки нашего театра вышла Инна Чурикова, - признался художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов. - Конечно, важен материал. Пьеса «Аудиенция», как мне кажется, дает возможность увидеть великую Инну Михайловну во всей красе ее неповторимого таланта». Глеб Панфилов уже готов был взялся за работу, но была еще одна проблема – автор пьесы не сразу дал согласие на ее адаптацию для российской сцены, захотел посмотреть на актрису, которая сыграет английскую королеву. Побывав в «Ленкоме» на спектакле «Аквитанская львица», где Чурикова играла именно английскую королеву - правда, жену Генриха II - он был восхищен ее игрой, признав в ней истинную королеву. Для российской постановки драматург даже внес некоторые изменения в текст, переписав диалоги и добавив новые сцены. Так что в новой версии пьесы активно присутствует российская тема в разговорах Елизаветы II со своими премьерами. Черчилль, например, говорит с королевой о Сталине, Маргарет Тэтчер о Горбачеве, а Дэвид Кэмерон — о Путине, западных санкциях и русских войсках на Восточной Украине.

Получилось, что Россия стала едва ли не главной темой обсуждений в стенах Букингемского дворца, что вызывает некоторое удивление у зрителей, искушенных в вопросах политики. Но это не главное. Центром притяжения в «Аудиенции» стала Инна Чурикова с ее умением держаться «по-королевски» , с достоинством носить королевские облачения и с не меньшим достоинством вести беседы со своими подданными . Она присутствует на сцене практически постоянно, меняя парики, грим, костюмы, мгновенно преображаясь из Королевы в возрасте 90 лет в Елизавету 30-летнюю.

Чтобы как-то разнообразить бесконечные диалоги, которые за три с половиной часа – именно столько идет спектакль - способны утомить даже самого терпеливого зрителя, Глеб Панфилов придумал такой ход: в глубине сцены время от времени возникают мизансцены из юности Елизаветы – как ее воспоминания. Юную Елизавету играют по очереди актрисы Елизавета Пинегина и Анна Манакина. Две актрисы будут выходить на сцену поочередно и в роли Маргарет Тэтчер – Галина Тюнина и Вера Воронкова. В роли каждого из премьер-министров также заняты по два артиста.

К этому спектаклю Инна Михайловна готовилась с невероятной ответственностью: «Я испытываю огромное чувство ответственности. Понять, выразить правдиво, приблизиться к этой уникальной женщине — это для меня большая сложная работа. Это другая нация, другая культура, другая ментальность». Чтобы лучше войти в образ, пришлось больше узнать о жизни Елизаветы II. «Я много читала о ней, — рассказывает Чурикова. — Девочкой она была очень веселой, озорной, смешливой, шаловливой. В тринадцать лет влюбилась в человека, который был старше нее, и эта любовь продолжается почти восемьдесят лет. Я читала, как они с мужем молодыми проводили время на Мальте — праздновали жизнь. Смерть любимого отца стала неожиданностью для нее. Так закончились ее прекрасное, чудное детство и юность. А потом была коронация — и она обручилась с Англией. В нашей пьесе есть такая реплика: «Самым главным было для меня не замужество, не материнство, а тот день, когда я стала помазанником Бога». Ей пришлось научиться скрывать свои чувства, в своих переживаниях она могла признаться только самой себе. Я чувствую трагизм ее существования. При этом она очень земная, демократичная».

Признанная королева нашего театра и кинематографа, в «Аудиенции» Инна Чурикова предстает истинной Королевой. Невероятно впечатляет сцена коронации, где актриса появляется в роскошной мантии, со скипетром и державой в руках, а на голову ее воодружают корону. Эффект потрясающий.

В этом спектакле все дорого и безупречно. Костюмы (художник Вита Севрюкова) были сшиты в Англии теми же мастерами, что работали над костюмами к «Марии-Антуанетте», «Великому Гэтсби» и «Титанику». Копию коронационного платья вручную отделали петербургские белошвейки. Украшения для Королевы–Чуриковой предоставил английский ювелирный дом Garrard. А копию королевской тиары сделали питерские ювелиры.

Видевшие английскую версию «Аудиенции» утверждают, что Питер Морган написал свою пьесу, чтобы показать в королеве — женщину. А Инна Чурикова, по общему признанию, играет женщину, которая в любых обстоятельствах находит в себе силы оставаться королевой.