Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

В Театре наций - громкая премьера: спектакль «Аудиенция» по пьесе британского драматурга Питера Моргана. Режиссер - Глеб Панфилов

Каждый вторник в своем кабинете на втором этаже Букингемского дворца королева Великобритании дает аудиенцию премьер-министру. Это такая же незыблемая традиция, как чаепитие в пять часов. Премьер должен информировать монарха о событиях в стране и мире...

В роли Елизаветы II - Инна Чурикова. Ну а британских премьер-министов (за шесть с лишним десятилетий их сменилось немало - от Уинстона Черчилля до Терезы Мэй) играют Михаил Горевой, Сергей Колесников, Анатолий Лобоцкий, Андрей Харитонов, Олег Масленников-Войтов, Галина Тюнина, Вера Воронкова, Сергей Пинегин.

В пьесе нет хронологической последовательности. «Аудиенция» - художественный вымысел, однако такой достоверный, что очень похож на репортаж.

Роль королевских любимцев исполняют личные собаки Инны Чуриковой. Фото: theatreofnations.ru

Роль королевских любимцев исполняют личные собаки Инны Чуриковой. Фото: theatreofnations.ru

О чем беседует королева с премьерами? Немного о политике, но в основном о жизни. С Черчиллем - об атомных разработках и обстановке в СССР. С Мейджором - о том, чем отличается тихоокеанский палтус от гренландского тюрбо. Оказывается, Мейджор смог сдать в школе экзамены только по трем предметам, и то с трудом. «А я вообще экзамены не сдавала», - бесхитростно признается Елизавета II, которую обучали этикету, танцам и рисованию. «Вот в каких достойных руках находится наша страна», - изрекает Чурикова-королева.

Весь спектакль пронизан тонким английским юмором. Гарольда Макмиллана королева навестила в больнице - у него опухоль предстательной железы. Но их разговор не о болячках. «Юрий Гагарин встретился с профсоюзом сталелитейщиков Манчестера и проигнорировал кабинет министров», - возмущается премьер, практически лежа на смертном одре. «Майор Гагарин литейщик?» - по-женски изумляется королева.

Железную леди Маргарет Тэтчер в разных составах исполняют актрисы Галина Тюнина и Вера Воронкова. О чем бы ни говорили женщины, от политики до погоды, в конце концов их разговор переходит на мужчин. Горбачев - тема этой аудиенции. «Какой он?» - интересуется королева. «Необыкновенный, - Тэтчер влюблена в Горби. - Он хочет разрушить Берлинскую стену, хотя его никто об этом не просил. И главное - ничего не просит взамен».

Есть в спектакле еще один важный персонаж - королевский конюший (Владимир Еремин). Вопреки названию эта должность к лошадям не имеет отношения. Конюший - высокопоставленный придворный чиновник, обеспечивающий ежедневную работу всего королевского двора. С одной стороны - этот серый кардинал разруливает сложные ситуации, с другой - он тонкий знаток королевского этикета, посвящающий в его премудрости зрителей.

Деталям и традициям английского королевского дома в спектакле уделено много внимания. Сцена коронации настолько достоверна, что создается ощущение, что мы не в театре, а на самой церемонии в Вестминстерском аббатстве. «Платье для коронации - точная копия платья Елизаветы II с такой же вышивкой драгоценными камнями и жемчугом, - рассказала нам художник по костюмам Виктория Севрюкова. - Корона, держава, скипетр, тиара - практически музейные реплики. Только для мантии из горностая пришлось взять искусственный мех. Инне Михайловне было тяжело нести семиметровый шлейф из натурального меха. Погружение в материал было невероятным. Если вначале мы искали театральное решение, то по ходу работы над спектаклем пристальный взгляд режиссера Глеба Панфилова требовал более скрупулезного исполнения. На сцене он как будто выстраивал крупные планы, как в кино».

В спектакле есть настоящие королевские гвардейцы с шапками из меха медведя гризли, шотландский волынщик, даже собаки породы корги, как у Елизаветы II. Роль королевских питомцев исполнили Фокси и Сьюзи - корги Инны Чуриковой и Глеба Панфилова, которых завели еще несколько лет назад специально для этой постановки. И в дамской сумочке, с которой Чурикова выходит на сцену, лежат мятные леденцы и губная помада того же цвета, что у Елизаветы II. Зрители этих деталей, конечно, не видят. Но для актрисы важно погружение в тему даже в таких мелочах. То ли благодаря этому, то ли природное дарование Инны Михайловны дает абсолютную веру, что перед нами не народная артистка СССР, а Елизавета II. И мы из зала наблюдаем ее трудовые будни. С одной стороны, как она служит своему высокому предназначению отвечать перед Богом. И, с другой, умудряется оставаться обычным человеком.