Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
„ЭС” не раз писала о важной акции Театра Наций — Фестивале театров малых городов России. Последний, 8-й по счету, состоялся прошлым летом. Незадолго до Нового года в Москве был показан спектакль-победитель конкурса — „Уйди-уйди” Коми-Пермяцкого национального драматического театра имени М. Горького из Кудымкара. Показ приурочили к 5-летию Пермского края, и среди зрителей было много официальных лиц: губернатор Края Олег Чиркунов, министр культуры и массовых коммуникаций Борис Мильграм и другие. Выступление провинциального театра в столице, да еще в атмосфере официальных торжеств — нелегкое испытание, которое кудымкарцы выдержали с честью.
Сказался опыт фестивалей, нередких в жизни театра (за последнее время артисты побывали в Екатеринбурге, где взяли „гран-при” на конкурсе „Коляда-plays”, стали лауреатами на „Голосах истории” в Вологде, имели успех в Петербурге на Володинском фестивале).
Но главное, блгодаря чему коллектив завоевал стойкую, заслуженную репутацию, заключается в том, что его спектакли — редкий пример универсализма: они одинаково берут в плен и рядового зрителя, и профессионала.
Казалось бы, сам материал — давняя пьеса Николая Коляды, к тому же хорошо известная москвичам по авторской постановке в „Современнике”, — не лучший выбор для гастролей. Но режиссер Станислав Мещангин ставит „Уйди-уйди” по-своему, отказываясь от яркой театральной формы, педалируемого абсурда, характерных для интерпретации пьес Коляды.
История несчастливой семьи, состоящей из четырех женщин, каждая из которых повторяет судьбу предыдущей (все четверо — матери-одиночки) рассказывается без малейшей сентиментальности, с предельной искренностью и естественностью.
Стержень спектакля — Людмила (Валентина Мещангина). Нелепый наряд с блестками, капроновый розовый бант делают ее похожей на клоунессу. В задерганной жизнью героине, которая вынуждена ютиться в одной комнате с давно не встающей с постели бабкой, „непросыхающей” мамашей и гулящей дочерью, теплится надежда на перемены, какая-то детская мечта о счастье. Ее мечта входит в дом в обличии Валентина (Василий Макатерский), обещающего ей дом в Краснодаре, теплое море и тихие семейные радости. Этот морок (на самом деле Валентин — брачный аферист без кола и двора) актриса переживает как счастливый сон, становясь похожей на Кабирию Джульетты Мазины.
Конечно, это наша Кабирия, довольно быстро разобравшаяся в истинной ситуации. Беды и разочарования закалили Людмилу. Она вышвыривает фальшивого жениха за порог. Хрупкая женщина тяжела на руку: не зря ее дочь (Марина Бенцал) постоянно ходит с синяком под глазом. „Есть за что”, — объясняет Анжелика своему ухажеру Евгению, чьи помыслы о женитьбе еще менее чисты, чем у афериста Валентина.
Режиссер тонко освобождает спектакль от надрыва, как и от бытовых подробностей. Неожиданный драматургический поворот: жалкий Валентин отважно вступается за честь Анжелики и Людмилы, заставляя подлого вояку Евгения ретироваться — не хеппи-энд.
Людмила прощается с защитником тепло, но твердо. Ее судьба — нести свой крест и верить несмотря ни на что.
Спектакль „Уйди-уйди” скромен по средствам, точен по психологическим нюансам, по слаженной работе всего ансамбля, но событием его делает Валентина Мещангина, по праву завоевавшая на Фестивале театров малых городов России премию „за лучшую женскую роль”.