Первая „Территория” во многом была пробной. Посвященная культурному андеграунду, она проходила скромно и осторожно: в московском метро. В этом году фестиваль — с подзаголовком „Тело в городе” — заметно осмелел и вышел на поверхность. Его „сценой” стала чуть ли не вся Москва, а поучаствовать в программе и провести
Поспеть везде — можно даже не пробовать: слишком много параллельных мероприятий одновременно пройдет в разных точках Москвы. Эпицентром событий станет Государственный театр наций — там с полудня до полуночи будут проходить встречи зрителей и организаторов, можно будет послушать диджеев, посетить выставку „Тело в городе” и пересмотреть киноклассику: творения Кустурицы, Бертолуччи, Антониони, Феллини, Альмодовара, Блие.
Одним из главных событий станет приезд итальянского авангардиста Ромео Кастеллуччи, шокирующих работ которого москвичи не видели с 2001 года. За это время режиссер успел воплотить мегапроект Tragedia Endogonidia — цикл из 11 спектаклей, поставленных в десяти городах Европы. В Москву Кастеллуччи привез четвертую часть своего мозаичного творения, посвященную Брюсселю. Речь пойдет о физиологическом возрасте человека: о рождении, старении и смерти. Зрелище обещает быть пугающим и отвратительным: Кастеллуччи понимает театр как „искусство плоти”, а жизнь как „трагедию” и не ограничивает себя в выразительных средствах. Голая женщина с одной грудью, горы трупов и кровь, наводняющая сцену, нож, скользящий по горлу ребенка, — все это в стиле итальянского мастера. Слова для понимания не потребуются. Трагедия Кастеллуччи, как удар тока, чувствуется всем телом и не требует перевода.
Еще одно жутковатое творение — спектакль VSPRS бельгийского хореографа Алана Плателя, который покорил зрителей прошлогоднего Авиньонского фестиваля. Это балет на музыку Монтеверди с участием непрофессиональных танцоров, инвалидов и детей. Нарочитая телесность, животная суть человека, пробудившиеся инстинкты стали темой еще двух хореографических постановок: французской и финской версии балета „Весна священная” Игоря Стравинского. В финской версии (балете „Охота”) „человек-кошка” Теро Сааринен станцует технологичный, нарочито некрасивый танец в необычном
„Нашим ответом Чемберлену” станет коротенькая премьера — „Вываливающиеся старухи” на стихи Николая Олейникова и Даниила Хармса. Всего на один день к композитору Леониду Десятникову присоединится худрук Большого театра Алексей Ратманский и авангардный художник из группы „АХЕ” Максим Исаев — музыкальный концерт впервые обретет театральную плоть. Еще одна заметная российская акция — спектакль „Поэтические выборы” в Политехническом музее. Поставленный режиссером „Новой драмы” Русланом Маликовым, он пройдет в форме состязания: шесть лириков разных возрастов и стилей (Елена Исаева, Елена Фанайлова, Дмитрий Воденников, Юлий Гуголев, Всеволод Емелин, Андрей Родионов) будут сражаться за звание „короля поэтов”, как
Музыкальная часть фестиваля, которой „заведует” Теодор Курентзис, — настоящий праздник для меломанов. В „Школе драматического искусства” пройдет концерт современной музыки, где впервые „Свадебку” Стравинского вместе споют оперный хор и фольклорный ансамбль, а в Кафедральном соборе Непорочного зачатия пресвятой Девы Марии за один вечер можно будет прослушать ретроспективу европейского хорового искусства от XXII века до конца XX столетия. Но все самое вкусное организаторы оставили на потом: фестиваль завершится масштабным