Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
Фестиваль „Другой театр из Франции”, придуманный Театром наций и Французским культурным центром, знакомит зрителей с забавными и увлекательными спектаклями, чей жанр в каждом отдельном случае трудно определить — чаще всего они поставлены на стыке жанров. И практически всегда созданы небольшими независимыми труппами, а то и одиночками, выбравшими свою дорогу в театре, никак не пересекающуюся ни с академическими путями, ни с бульваром. Чаще всего они работают в небольших сценических пространствах и неустанно экспериментируют, „скрещивая” разные сценические приемы и не уставая удивлять публику своими обаятельными находками.

Собственно говоря, французский театр известен во всем мире, прежде всего, как театр слова, театр красивого звучащего текста. Кстати, в рамках Года Франции в России ожидается торжественный проезд по нашим городам „Комеди Франсэз”, главного бастиона благородного „литературоцентричного” театра. Фестиваль „Другой театр”, тоже проходящий в рамках французского Года культуры, является своеобразным ответом гастролям „Дома Мольера”, ну или полемическим предисловием.

Сказанное не означает, что в фестивальных спектаклях не будет текста. В „Проекте RW” театральной группы „Катр Эль” текста очень даже много, ведь он поставлен по рассказу знаменитого писателя Роберта Вальзера — именно его инициалы использованы в названии. Но сценические средства, которыми рассказана история, от литературы далеки: это — музыка, видеопроекция, анимация и акробатика. Герой Вальзера все время существует на грани реального и воображаемого миров, так что его полеты на воздушной трапеции, во время которых подвижная фигура актера причудливо соединяется с веселой и изобретательной мультипликацией, вполне соответствуют духу произведения. Создатели „Проекта RW” (спектакль поставил Микаэль Дюсотуа) признаются, что очень многое в постановке родилось из актерских импровизаций во время репетиций.

У Мартина Циммерманна (кстати, он когда-то принимал участие в легендарном спектакле Жозефа Наджа „Крик хамелеона”) и Димитри де Перро спектакли тоже рождаются буквально из воздуха. Взять вот, например, „Гафф Афф”, который они привозят в Москву. Он чем-то напоминает импровизацию клубного диджея — и в углу сцены действительно сидит настоящий диджей, а сама сцена — огромная вращающаяся виниловая пластинка. Это пространство постепенно оживает: сначала появляются картонные коробки, потом они становятся живыми существами, а на крутящейся сцене возникает целый современный город. Маленький человек пытается выжить в этом городе, то есть удержаться и не слететь с набирающего обороны сценического круга. Ритм становится все более опасным, движения все более ловкими, а жизненные перипетии точно рождаются самой музыкой, извлекаемой буквально из пустоты. Конечно, этот мир призрачен, местами по-кафкиански абсурден и в то же время хрупок, беззащитен, как любая фантазия свободных художников.
Театр „Тюрак”, который завершит программу фестиваля, уже приезжал в Россию, он в этом сообществе самый известный коллектив. „Тюрак” работает с куклами, хотя назвать его просто кукольным театром было бы ошибкой. Мишель Лобю, создатель этого коллектива, любит работать с отслужившими свой срок вещами, которые в спектаклях „Тюрака” (а существует он уже четверть века) словно преображаются и начинают новую жизнь. „Дело не в рассказе о событии или истории, а в открытии мира, таящегося в предметах”, — объясняет господин Лобю.

Так что режиссер не лукавит, когда говорит, что его спектакли непредсказуемы для него самого. Новая работа, которая приезжает на фестиваль, так и называется — „А мы и не знали…”, ее жанр определен как „опера-триллер, детективный фарс для предметов со скрипом”. Предлагаемые обстоятельства таковы: на маленьком острове случились четыре убийства. И теперь куклы, актеры и музыканты вместе со зрителями должны провести расследование этих преступлений. Конечно, в процессе расследования ситуация еще больше запутывается: подозреваемые оказываются невиновными, свидетельские показания — ложными, очевидцы — соучастниками убийств… Конечно, и в этом спектакле важны не сами события, а приключения предметов, превращения пространства, игра театральных фактур, словом, по-настоящему удивительные и завораживающие вещи, возможные только в „другом” театре.

Центр им. В. Мейерхольда, 24 февраля — 3 марта