У вас с Марией Мироновой образовался такой интересный творческий тандем
Совершенно неожиданный для меня.
И для всех остальных. Если бы еще года три назад спросили, в спектаклях каких режиссеров она может
Да, она стала для меня таким окном в мир, через которое я могу транслировать свои идеи. У меня был формалистический период, когда я работал в Харькове, и актеры для меня тогда были как марионетки, многочисленные и безличные. Но теперь мне нужны большие актеры,
У вас с актрисой совпало представление о форме?
У нее произошел переворот по отношению к профессии. Для нее спектакль „Кармен” — очередная попытка выпрыгнуть из канализационного люка. Мы все там сидим. Солнце
А зритель наш готов к этим уровням свободы?
Нужно вскрывать череп зрителю, проламывать — я образно говорю, конечно, а то опять поднимется скандал, Калягин опять напишет письмо против меня в газету. Так что проламывать — в кавычках! Сегодня у человека слишком много защитных систем, он закрывается от искусства и от больших страстей тоже. Искусство — это яд. И он должен проникнуть в зрителя. Есть два способа это сделать. Одни берут стакан с горячей водой, растворяют там свое вещество и ставят перед зрителем. Мы ничего вроде бы не видим и спокойно пьем эту воду, но вместе с ней в нас проникает то самое, что растворил там режиссер. Все это входит мягко, всасывается постепенно. А вторая тенденция — более реактивные, прямолинейные и действенные месседжи. Вот мой путь, как раз второй.
А как актеры реагируют на реактивные и прямолинейные режиссерские приемы?
Я как раз хочу обратиться к большим русским артистам через газету. Можно?
Можно.
В России много великих актеров, им сейчас от 35 до 65 лет. Я хочу им сказать: вот вы все разные, у вас есть театры, вы уже влиятельные люди, у вас уже есть известность, есть деньги, почему вы не работаете с новыми хорошими режиссерами? Не надо бояться ляпнуться. Режиссер — как знахарь, как массажист. Он вам может сделать такой массаж, какого вы не испытывали в жизни. Он вас бросит на батут, и вы будете летать так высоко, как никогда не летали. Вам нужен режиссер, который бы вас промыл, покусал, обцеловал и спровоцировал!