касса +7 (495) 629 37 39
30 ноя
19:00 / Основная сцена
1 дек
19:00 / Основная сцена
касса +7 (495) 629 37 39
Меню
Назад

Спектакли Робера Лепажа, Томаса Остермайера, Деклана Доннеллана и других звезд театрального мира идут на сценах Москвы. Forbes Life выяснил, во сколько это обходится театрам и почему они готовы на любые траты

Театр наций

Главным поставщиком спектаклей именитых иностранцев считается Театр наций. Здесь идет многолетний хит Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина» с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой. «Гамлет-коллаж» Робера Лепажа, спектакль-шоу, в котором всех шекспировских героев играет Евгений Миронов. Авангардный хит Роберта Уилсона «Сказки Пушкина». Скандальный спектакль «Фрекен Жюли» худрука берлинского «Шаубюне» Томаса Остермайера.

Недавняя премьера — «Ивонна, принцесса Бургундская» поляка Гжегожа Яжины, ученика Кристиана Люпы.

В чем сложность.

Мария Ревякина, директор Театра наций: «Все это известные режиссеры, каждый со своим взглядом и стилем, интереснейшей творческой биографией. Договориться с ними не так просто (у них очень плотный график), этим обычно занимается художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов и его заместитель Роман Должанский».

Роман Должанский, заместитель художественного руководителя: «Сложностей в такой работе хватает, начиная с согласований времени репетиций и выпуска. Переговоры с Уилсоном, например, продолжались больше восьми лет, начиная с выбора материала, отбора актеров, выполнения задач постановочной частью театра и заканчивая самым важным — подготовкой публики к восприятию театрального произведения. Работа по подготовке зрителя — самое сложное испытание для тех, кто работает с режиссерами-«иностранцами». Мы ищем подготовленного зрителя, но и стараемся просвещать тех, кто идет «на громкие имена». Про спектакль Уилсона снят документальный фильм «Сказки Пушкина. Версия авангардиста», а перед премьерой спектакля «Ивонна, принцесса Бургундская» в Новом Пространстве Театра Наций прошла ретроспектива видеопоказов спектаклей Гжегожа Яжины, выставка работ его соавторов-художников, творческие встречи со зрителями. Каждый спектакль иностранного режиссера — это испытание и для артистов, потому что за время подготовки спектакля нужно найти общий язык, понять и договориться о содержании и форме, и для постановочной труппы, потому что требования мастеров всегда максималистские. В спектаклях Уилсона, Херманиса, Остермайера, Някрошюса, Яжины в Театре Наций заняты опытные и талантливые профессионалы — Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Игорь Гордин, Наталья Павленкова, Агриппина Стеклова, Александр Феклистов. Вместе с ними работают Юлия Пересильд, Дарья Мороз, Анна Галинова, Елена Николаева, Олег Савцов, Михаил Тройник, Дарья Урсуляк. Такая работа, где встречаются миры — мир режиссера и российская актерская школа, мир художника, мыслящего свободно, независимо от процессов объявления тендеров, и привычный способ работы отечественного театрального производства, — приносит выдающиеся и иногда неожиданные результаты. Профессионалы говорят, что спектакль Гжегожа Яжины «Ивонна, принцесса Бургундская» — одна из его лучших постановок. В Варшаве билеты на гастрольные показы спектакля Театра наций были раскуплены за 20 минут».

Цена вопроса.

«Конечно, такие постановки стоят дороже, — рассказывает директор Театра наций Мария Ревякина. — Но не потому, что гонорар зарубежных режиссеров отличается от гонорара наших коллег. Цифры сопоставимы. Просто умножайте их на курс евро. Кроме прочего, театр берет на себя обязательства по оплате проживания всех приглашенных лиц, перелеты. Плюс переводчик, и часто не один, поскольку режиссер, как правило, привозит с собой постановочную группу. Гонорар в этом случае приходится умножать на количество человек. Если это большой проект, как правило, главные источники финансирования — спонсоры и партнеры. На бюджет рассчитывать не приходится. К счастью, у Театра наций серьезные партнеры: Сбербанк России, Фонд Михаила Прохорова F 13, Breguet, СИБУР. Без них мы бы не выпустили ни Лепажа, ни Уилсона, ни Яжину.

В театре не окупается ни одна постановка. Театр — дело убыточное в любой стране. Театр может жить, если существует государственная поддержка и спонсорство. В любом случае за счет субсидий».