касса +7 (495) 629 37 39
сегодня
20:00 / Малая сцена
завтра
20:00 / Малая сцена
касса +7 (495) 629 37 39
Меню
Назад
Спектакль Театра Наций „Рассказы Шукшина” стал главным событием московского сезона.

Когда режиссер Алвис Херманис, приглашенный Театром Наций, еще только объявил, что поставит спектакль по прозе Василия Шукшина, а главные роли у него сыграют Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, многие взволновались, не получится ли эта сибирская деревня, населенная сплошь столичными звездами, слишком уж глянцевой. К счастью, обошлось вовсе без глянца. На премьере вдруг обнаружилось, что „Рассказы Шукшина” — один из самых патриотических спектаклей, появившихся у нас за последние годы. Никакого отношения к надсадным крикам „Россия!” этот патриотизм не имеет. Просто Херманис и его актеры рассказали о своей любви к тем людям, что населяют нашу страну, к шукшинским чудикам. Оказывается, для того чтобы в русском театре появилась столь светлая и радостная патриотическая постановка, надо было позвать латыша.

Восьми актерам, совершающим смелую высадку на незнакомую планету под названием „Россия”, предстоит за этот вечер переиграть в десяти рассказах Шукшина столько ролей, познакомить зрителя со столькими замечательными людьми, что и перечислить всех невозможно. Что особенно приятно, у создателей этого спектакля совершенно отсутствует нравоучительное „Мы знаем Россию, а Россия знает нас”. В конце концов, совместная поездка в алтайскую деревню Сростки стала для этих людей лишь увлекательной ознакомительной экскурсией, не более того. И они этого не скрывают. Способ существования артистов в спектакле Херманиса тоже можно назвать ознакомительным. Это цепь точно схваченных, остроумных и трогательных зарисовок, сделанных с хорошим актерским куражом. И хотя все здесь одеты по неуклюжей сельской моде, Херманис ни на минуту не дает зрителю забыть о непреодолимой дистанции между городом и деревней. Фоном для актеров служат картонные прототипы героев — гигантские портреты хмурых, веселых и очень подлинных деревенских жителей, сделанные фотографом Моникой Пормале во время поезд-ки в Сростки.

В „Рассказах Шукшина” великолепна вся актерская восьмерка, но подлинный триумф здесь довелось испытать Евгению Миронову, у которого давно не было таких удачных театральных работ. Переходя от одного героя к другому, меняя возраст, пластический рисунок и тембр голоса, он играет весело, смачно и вместе с тем нежно, заставляя задерживать на себе взгляд даже в те минуты, когда его персонаж не принимает участия в действии. Алвис Херманис нашел в этом спектакле безошибочно точную пропорцию смешного и трогательного и в конечном итоге поставил спектакль о любви. О любви к деревне Сростки и ее обитателям.
ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ

Алвис Херманис, Режиссер:

— Про многих столичных интеллектуалов можно сказать, что у них большие головы, но маленькие сердца. Благодаря рассказам Василия Шукшина, благодаря тому, что мы с актерами вместе съездили на его родину, в алтайскую деревню Сростки, нам открылся более близкий к природе мир. Сам я родился и вырос в городе, но не надо забывать, что латыши — это крестьянский народ. Как известно, Рига была немецким городом и еще 100 лет назад все латыши жили в лесах. Так что у нас особое отношение к природе. Рассказы Шукшина я выбрал потому, что, когда работаю за границей, стараюсь находить такой материал, который уникально подходит для этого места. Например, когда я ставил „Идиота” Достоевского в Швейцарии, для меня было важно, чтобы князь Мышкин рассказывал тамошнему зрителю о своей жизни в Швейцарии. Когда я приступал к работе над Шукшиным, я примерно представлял себе контуры будущего спектакля. После поездки в Сростки мой замысел не изменился, но зато изменилась интонация, а это едва ли не самое важное. Мы постараемся показать этот спектакль на родине Шукшина. В Сростках это сделать, к сожалению, невозможно, поскольку там нет подходящей сцены, но в Бийск и Барнаул мы обязательно приедем.