Гастроли задумывались еще тогда, когда художественный руководитель театра Марк Вайль был жив и как раз заканчивал работу над „Орестеей” — спектаклем, премьеру которого ему не суждено было увидеть. В сентябре
После первого из двух последних спектаклей Марка Вайля, привезенных в Москву, организаторы гастролей устроили вечер его памяти. Да и сами спектакли, как бывает в столь печальных обстоятельствах, было невозможно смотреть (и судить) „просто так”, беспристрастно — трагическая судьба режиссера словно переставила эмоциональные акценты в его работах. Когда в конце первого акта „Радения с гранатом” ножом, точно ритуальную жертву, убивают хозяина чайханы и по сцене эхом носится отчаянный крик „Убили!.. Убили!..” — трудно еще раз не задуматься о том, что судьба часто „предупреждает” режиссеров их же собственными спектаклями. Что уж говорить об „Орестее” — у Эсхила вообще льются реки крови, даже стены в спектакле кровоточат, да еще рефреном повторяются страшные строки: „если кровь пролита — новой требует крови она”.
Столкновение искусства и здравого смысла стало главной темой „Радения с гранатом”. История, разворачивающаяся в предреволюционном Туркестане, рассказывает о русских офицерах, неожиданно открывших для себя местную традицию „бачей”,- танцы полуобнаженных мальчиков и страсти, которые
Большая полупрозрачная ширма, стоящая посреди сцены, становится метафорой того невидимого „занавеса”, сквозь который никогда до конца не познать тайн чужой культуры. У „правильного” русского офицера, вступающего в борьбу с туземным пороком, своя правда. А за чайханщиком и его танцовщиками — изящная и древняя традиция, в которой чистоту помыслов и земной грех уже не отделить друг от друга. „Радение с гранатом” Марка Вайля — спектакль деликатный, нежный и гибкий, как фигуры на картинах Усто Мумина. Он наполнен щемящей искренностью и мудростью. В последние минуты сценического действия время вдруг начинает бежать, мы узнаем о судьбах и смертях героев и видим тех из них, кто на полвека пережил революцию, и этот простой прием придает пикантной полудетективной истории
После меланхоличного „Радения с гранатом” эсхиловская „Орестея” буквально обрушилась на зрителя оглушающими звуками и рваными ритмами. Одну из первых пьес мировой драматургии Марк Вайль поставил в форме телевизионного
Когда раздраженная скороговорка первой части спектакля заканчивается, в „Орестее” начинают „проявляться” отличные актерские работы: облаченный во френч скуластый восточный злодей Эгист Фаруха Холджигитова; в коротких штанишках, растерянный от необходимости совершить убийство мальчик Орест Саида Худайбергенова, наконец, бог Аполлон Антона Пахомова, язвительный, пресыщенный и знающий, кажется, толк во всех человеческих пороках. Боги у Марка Вайля — не спокойные олимпийцы, а хитроумные затейники, не властители мира, а манипуляторы. Не зря именно зрителям предоставлена возможность решать, виновен или не виновен Орест,- люди и только люди несут груз ответственности за земные дела. Театру „Ильхом”, оставшемуся без своего учителя, сегодня это понятно лучше, чем