Top.Mail.Ru
Сегодня
19:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Сегодня
19:00 / Основная сцена
Касса  +7 (495) 629 37 39
Театр наций открывает новый сезон. В течение года на сцену выйдут Чулпан Хаматова и Марина Неелова, а гостить со спектаклями будут канадец Робер Лепаж, болгарин Галин Стоев и молодые режиссеры Москвы и Петербурга. Новый сезон, открывающийся опереттой Исаака Дунаевского «Женихи» в постановке молодого режиссера Никиты Гриншпуна, станет для Театра наций седьмым под управлением актёра Евгения Миронова. До этого почти 20 лет, с момента основания, театром руководил директор Михаил Чигирь, чья отставка в своё время вызвала большой скандал. Миронов, однако, сумел этот театр преобразить до неузнаваемости, превратив его из странной структуры, совмещавшей редкие международные проекты с откровенно проходными спектаклями, в одну из самых важных театральных точек Москвы. Миронов первым из московских худруков стал создавать проектную площадку — не имеющую постоянной труппы, набирающую актёров для каждой постановки, проводящую разные акции и театральные программы, но при этом существующую в формате репертуарного театра с множеством спектаклей в афише. При нём театр наконец стал в полной мере оправдывать своё название: за эти 6 лет здесь успели поработать лучшие европейские режиссёры из самых разных стран — Андрий Жолдак, Алвис Херманис, Эймунтас Някрошюс, Явор Гырдев и Томас Остермайер. Однако главным достижением Миронова можно считать капитальную реконструкцию театра: здание, в котором когда-то располагался Театр Корша (самая известная дореволюционная антреприза), было закрыто на ремонт в конце 80-х, однако до прихода нового руководства никаких работ в нём почти не велось. Миронов в кратчайшие сроки сумел воскресить театр из небытия, создав стильное и живое пространство, оснащённое по последнему слову сценической техники. В открытое наконец здание театр переехал год назад и весь прошлый год его обживал. Премьер в связи с этим было немного: функционировать в полном масштабе Театр наций начнёт только в нынешнем сезоне. В новом творческом году заявлено сразу 6 премьер, причём почти все отданы на откуп молодым режиссёрам: пять из них выпускают постановщики, которым нет 40. И кто-то может с иронией заключить слово «молодые» в кавычки, но для Москвы, где средний режиссёрский возраст до сих пор стремится к 55, это действительно шаг почти беспрецедентный. Первая премьера состоится уже 19 сентября: «Женихов» Дунаевского, считающихся самой ранней советской опереттой, ставит Никита Гриншпун, ученик выдающегося педагога ГИТИСа Олега Кудряшова. В 2007 году он выпустил в Театре наций музыкальный спектакль по Чехову «Шведская спичка», в котором сыграли его бывшие однокурсники из Мастерской Кудряшова. Затем несколько лет проработал на Сахалине художественным руководителем театра «Чехов-центр», откуда ушёл до окончания контракта. Последним его спектаклем на Дальнем Востоке там должны были стать как раз «Женихи». В Москве их разыграют те же актёры, что и «Шведскую спичку», в том числе Юлия Пересильд, известная главными ролями в других спектаклях театра и множеством киноработ. Гриншпун обещает показать «музыкальную комедию для драматических актёров». Ближе к концу сезона подготовят премьеры ещё два выпускника Кудряшова. Так, только построенная малая сцена Театра Наций официально откроется «Электрой» Софокла, которую ставит Тимофей Кулябин, сокурсник Гриншпуна. Для него этот спектакль будет дебютом на московской сцене: постоянно режиссер работает в Новосибирском театре «Красный факел»; его «Макбет» несколько лет назад с успехом прошёл на «Золотой маске». Главную роль, как и в «Женихах», исполнит Пересильд. А на основной сцене в январе выйдет «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса в постановке Туфана Имамутдинова, представителя следующего поколения «кудряшей». В отличие от Кулябина в Театре наций он успел выпустить уже два спектакля — «Сиротливый Запад» по Мартину Макдонаху и «Шошу» по рассказу Исаака Башевиса-Зингера. Главной героиней его премьеры станет мать семейства Аманда, которую сыграет Марина Неёлова. Неёлова — актриса очень редкого сегодня масштаба, а новые роли у неё случаются крайне редко; эта работа станет для неё первой за много лет, созданной за пределами родного «Современника». Затем москвичей из ГИТИСа сменят петербуржцы. Ученик Додина, один из самых модных сегодня молодых режиссёров, Дмитрий Волкострелов подготовит свой очередной спектакль по пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко (фаворита режиссера — Волкострелов обращается к нему уже в шестой раз). На этот раз Дмитрий поставит написанные без персонажей, реплик и ремарок «Три дня в аду», которые можно было услышать в Москве в читке на фестивале «Любимовка». На самом исходе сезона, в начале лета, приступит к репетициям Роман Феодори, главный режиссёр Красноярского ТЮЗа: в «Золотой маске» этого года участвовали целых два его спектакля; один из них, «Мамаша Кураж и её дети» Алтайского краевого театра драмы, получил спецприз жюри. Выбор Феодори пал на «Укрощение строптивой» Уильяма Шекспира. Катарину сыграет Чулпан Хаматова — для неё это станет четвёртой ролью в Театре наций. Вместе с тем театр продолжит и сотрудничество с иностранными режиссёрами. В ноябре на основной сцене выйдет «Торжество любви» по пьесе Мариво, французского драматурга эпохи Просвещения. Его поставит Галин Стоев, болгарский режиссер, много работающий по всей Европе, в том числе в «Комеди Франсез» (в Москву когда-то привозили его спектакль «Кислород» по Ивану Вырыпаеву). Главные роли исполнят артисты, в проектах Театра наций до сих пор не участвовавшие: молодая актриса «Современника» Клавдия Коршунова, Татьяна Владимирова из театра Et Cetera, за последние годы сыгравшая в нескольких спектаклях Кирилла Серебренникова, и Михаил Янушкевич, когда-то известный актёр Театра Станиславского, у которого давно не было серьёзных работ. Самое же главное событие произойдёт только к началу следующего сезона. В ноябре наконец стартуют репетиции долгосрочного (и очень давно обещанного) проекта Театра наций с выдающимся канадцем Робером Лепажем, который сочинит моноспектакль для Евгения Миронова. Переговоры о постановке в России велись с Лепажем невероятно долго, названия постоянно менялись; о том, к чему пришли в итоге, Миронов пока помалкивает. По словам актёра, на форме моноспектакле настоял сам Лепаж, но Миронов взял с него обещание, что в его второй постановке в России артистов обязательно будет больше. Лепаж — режиссёр, создающий спектакли невероятной технической сложности, которая, тем не менее, служит не для демонстрации театральной виртуозности, а помогает проявиться на сцене его умной, интеллектуальной сентиментальности. В прошлом году на чеховский фестиваль привозили его захватывающую «Эоннагату», а несколько лет назад — моноспектакль «Обратная сторона Луны», составляющий своего рода диптих со снятым режиссером одноименным фильмом. Ещё одна новость от Театра наций касается изменений в его руководстве. Директором театра назначена Мария Ревякина, когда-то руководившая новосибирским театром «Глобус» (одним из лучших в провинции) и МХТ имени Чехова, а сейчас возглавляющая фестиваль и премию «Золотая маска». При этом в «Маске» она остаётся и работать в театре будет по совместительству, занимаясь главным образом его новыми крупномасштабными проектами. В том числе «Театральным кварталом», стремящимся превратить весь район от Петровки до Тверской в единое театральное пространство.