Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Елизавета Боярская примеряет свадебное платье, чтобы выйти замуж за героя Евгения Миронова, который никак не может найти себя в жизни. Чулпан Хаматова играет его тяжелобольную первую жену, а Дмитрий Сердюк – влюбленного в нее доктора. Виктор Вержбицкий, Игор, Наталья Павленкова и другие известные актеры играют в знаменитом спектакле «Иванов» режиссера Тимофея Кулябина («Три сестры», «Тангейзер») на сцене московского Театра Наций. Среди театралов спектакль стал хитом и удостоился семи номинаций на премию «Золотая маска». С 30 марта увидеть его сможет каждый – пьеса вышла в кинотеатральный прокат. Tricolor TV Magazine поговорил с главным режиссером прославленного новосибирского театра «Красный факел» Тимофеем Кулябиным и узнал, почему он перенес действие пьесы Чехова на сегодня и сделал героев нашими современниками.

Тимофей, кому принадлежит идея показать «Иванова» в кино?

Это инициатива фестиваля «Золотая маска». Помимо самого конкурса, у них есть много смежных программ – например, они ездят со спектаклями-победителями в другие страны. Одна из таких программ называется «"Золотая маска" в кино». Организаторы выбирают спектакли и показывают их в кино, чтобы те, кто не может приехать посмотреть постановку в Москву или достать билеты, зачастую недешевые, имели возможность увидеть спектакль на киноэкранах. Это своего рода популяризация громких спектаклей.

Вы часто говорите, что вам важна интерпретация пьесы: что хотел сказать автор 130 лет назад и как это может работать сегодня. Почему герой Иванов будет интересен современному зрителю?

Это архетипичный русский человек, с одной стороны, все время мучающийся, находящийся в состоянии рефлексии, депрессии, постоянно ищущий смысл жизни, задающий себе вопросы, зачем он живет. Его еще называют русским Гамлетом. С другой стороны, он все время оказывается в пошлых бытовых ситуациях, в которых выглядит либо как неудачник, либо как подлец. Жизнь его перетирает, не дает ему полета. Он погружен в такую действительность, которая не дает его амбициям реализоваться. А это один из наших вечных национальных сюжетов. Круг проблем, как видите, сегодняшний. Проблем не социальных, а касающихся менталитета, который, как показывает практика, не меняется.

Актеры играют современных людей?

Да, герои – это люди, которых вы можете встретить в своем подъезде. Они говорят современным языком, слушают современное радио, ходят отдыхать туда же, куда и мы сегодня. С ними происходит то, что могло бы произойти с вами или с вашими знакомыми. Все взято из нашей жизни.

Чего ждать зрителю от «Иванова» – комедии или драмы?

Там очень много смешного и саркастичного. Юмор чеховский, с двойным дном. Но в целом вся история драматичная, о крушении жизни. Так что можно будет и посмеяться, и задуматься.

В «Иванове» играют многие известные артисты из Москвы. Елизавета Боярская – единственная из Петербурга. Расскажите о работе со звездами, были ли опасения, что актеры из разных городов полностью не сыграются?

Я знал, что буду работать с сильными артистами. Сначала было некое размышление по поводу того, что московские артисты уже работали вместе – и Евгений Миронов, и Чулпан Хаматова, и Игорь Гордин, а Елизавета Боярская – приглашенный человек из Петербурга. Я думал над тем, сможет ли она влиться в состав. Ведь дело не только в городе, Елизавета – из определенной театральной школы, она работает у Льва Додина, она другой эстетики. Но она сделала это блистательно, работала в тех условиях, в том режиме, который мы предложили. Я просто счастлив с ней работать. Она огромный профессионал.

Кирилл Серебренников поставил свой спектакль «Ученик» в кино, Юрий Грымов экранизировал своих «Трех сестер»… Сейчас многие театральные режиссеры пробуют сделать из своих постановок фильмы. Вам хотелось бы?

У меня были предложения, но снимать кино я побаиваюсь. Профессии кинорежиссера и театрального режиссера очень разные. По инструментарию, по технологиям, способу мышления. Не имея киноопыта, опасаюсь, что совершу ряд элементарных ошибок. Поэтому за кино пока браться не хочу. Но мы в Новосибирске делаем телеверсии спектаклей – играем постановку без зрителей и снимаем ее на камеры в течение нескольких дней, делаем паузы, выбирая планы и ракурсы. После я участвую в монтаже. Уже есть телеверсия «Трех сестер» и нескольких других спектаклей. Это интересный жанр, зачастую ты можешь увидеть то, чего не видишь в зрительном зале, где у тебя много объектов внимания.