Касса  +7 (495) 629 37 39

Театр Наций показал первую премьеру нового сезона — правда, пока еще не на своей сцене, в Петровском переулке, а на Малой сцене театра имени Маяковского. Это спектакль „Шоша” — по роману нобелевского лауреата Исаака Башевиса-Зингера. Режиссёр Туфан Имамутдинов признаётся, что „принципиально” не смотрел другие постановки, которых в Москве за последние годы было несколько — чтобы работать „с чистого листа”. Рассказывают „Новости культуры”.

Книгу с необычным названием „Шоша” Туфан Имамутдинов случайно заметил на книжном развале. Роман Исаака Башевиса-Зингера по-человечески тронул, режиссерски заинтересовал. История не от мира сего девушки Шоши, 20 лет, с детства, ждущей любимого. Космическая любовь, меняющая их двоих и целый мир.

„Мне хотелось именно этот спектакль сделать такой мистической драмой, — рассказывает режиссер. — Вроде как соотношение парадоксальное — драма не может быть мистической. Но Зингер, он же человек, который колеблется между Богом и женщиной. А это всегда два какие-то объекта, совершенно непонятных для всего человечества”. Выпускник мастерской Олега Кудряшова, Туфан Имамутдинов для своей работы позвал собратьев по мастерской разных лет. Вот и сценарий Туфан писал вместе с Романом Шаляпиным, он же - исполнитель главной мужской роли. За две недели, на одном дыхании, сутками напролет, на домашней кухне. У „кудряшей”, как их называют, особое между собой понимание, язык, выработанный на институтской скамье. Собраться вместе на одной площадке — для них, конечно, подарок.

„Когда не только текстом друг с другом меняются, а когда они понимают, что с ними внутри что-то происходит на сцене, — говорит Роман Шаляпин. — И в этот момент ты понимаешь, насколько партнер важен здесь — именно этот человек”.

Актриса Полина Стружкова признается: эта работа полна для нее мистики. „Шошей” зачитывалась еще в школе. Когда узнала, что однокурсники готовят такой спектакль, просто не могла удержаться.

„У меня просто открылись глаза широко, — рассказывает актриса. — Я сидела и только ждала, что ну, пожалуйста, пожалуйста, давайте попробуем — ну кому-нибудь пусть придет идея попробовать меня. Я сидела на кухне и нервно что-то делала. И они — о, точно, давай ты попробуешь, давай”.

Приглашенная звезда старшего поколения — Роза Хайрулина. После петербургской премьеры в роли Короля Лира здесь на камерной сцене перевоплощается в Басю — мать Шошы. Предложение приняла сразу — без раздумий. „Кудряши” же в один голос признаются: Роза многому их научила.

К полноправному сотворчеству Туфан Иммамутдинов пригласил не только актеров, но и музыкантов. Без живой музыки спектакль представить невозможно. Оркестр Klezmasters прямо на сцене играет клезмерскую музыку, джаз, собственные авторские вариации. Порою именно музыка меняла ход спектакля.

„Вообще получился спектакль коллективный, — говорит художественный руководитель оркестра Klezmasters Лев Сандюк. — Туфан разрешал принимать участие в репетициях. И я горд, что я какие-то мизансцены ему подсказывал. Просто как я это видел и он принимал. Это очень здорово, синтез происходит — между актерами, музыкантами, когда все участвуют в спектакле. И по музыке очень много подсказывали актеры”.

Режиссер говорит, ему хотелось „скупого театра”, без спецэффектов, построенного только на актерской игре. Чем меньше сцена, тем большее значение имеют каждый шепот, взгляд, звук. Для „Шошы” по Башевису-Зингеру даже самая камерная сцена — огромный мир.