Несколько лет назад Андрей Жолдак ошеломил Москву: в его „Постижении пьесы Чайка посредством системы Станиславского” переплетались порожденные буйной режиссерской фантазией образы, летали огромные шары, артисты занимались пластическими этюдами, а театральные критики смотрели на это и чесали в затылках. При чем тут система Станиславского,
„Кармен” Миронова и Жолдак делали на волне своего прошлого успеха. Актриса продюсировала спектакль и работала над ним вместе с режиссером — ей казалось важным объяснить причудливые образы Жолдака. Постановка в результате получилась чрезвычайно странной: витальный Жолдак и трепетно относящаяся к культуре и духовности интеллектуальная лань в одной режиссерской упряжке выглядят противоестественно. Написанные и произнесенные Мироновой монологи — длинные, пресные, посвященные, к примеру, тому, имеет ли право сильный человек нарушать общепринятые правила, на редкость скучны и никак не соотносятся с тем, что делает режиссер. Тут нечто в духе театральных опытов Треплева: „люди, львы, орлы и куропатки
” — невнятное, изысканное,
В спектакле есть действительно великолепные сцены. Хосе здесь современный милиционер, Кармен проститутка, значительная часть действия вынесена на огромные видеоэкраны. У того, что на них разворачивается, замечательный нерв, ритм и драйв: скандал, поножовщина, погоня, и вот уже проститутку везут в участок, в дороге она начинает заниматься сексом с задержавшим ее милиционером — за
Чем все это заканчивается, до конца неясно: вроде бы Хосе убил подругу и покончил с собой, но в начале спектакля мы видим играющего его Романа Ладнева и Марию Миронову в ролях древних, выживших из ума
Мериме тут, разумеется, ни при чем, от его новеллы сохранилась лишь общая канва, и при этом очевидно, что Жолдак с Марией Мироновой плавают в куда более мелких водах. Кармен Мериме существо жуткое, живущее ради любви, но неспособное любить
И все же эта затянутая, громоздкая неудача стоит многих ловко сделанных спектаклей. Те, кто побывал на „Кармен”, запомнят сцену убийства „цыганского барона” — действие происходит в закрытой от глаз зрителя комнате, его снимают на видео и транслируют на экран. Запомнят и шелестящий шепот: „меня зовут Кармен, а тебя?..” — проститутка произносит один и тот же текст, обращаясь к своим клиентам, это завораживает и пугает одновременно. Спектакль Жолдака, что слон в посудной лавке: он не укладывается ни в какие рамки, порой просто несуразен, но посмотреть его надо — это событие. Да и дар самого Жолдака напоминает оказавшегося среди хрупких предметов гиганта: огромный, неуклюжий и непредсказуемый, ни на что не похожий. ..
Пусть уж Жолдак будет таким, какой есть, — не надо переводить слоновий рев на язык певчих птичек и водить слона на веревочке тоже не стоит.