Завтра
19:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Завтра
20:00 / Малая сцена
Касса  +7 (495) 629 37 39
Мини-фестиваль «Другой театр из Франции» показал два спектакля Мне очень нравится гастрольный проект «Другой театр из Франции» Французского института в Москве, уже шесть лет привозящего в Россию маленькие необычные спектакли. Мечта любого продюсера: представление из одного-двух человек, все оформление помещается в паре чемоданов, а изумления и радости у публики от детской до пожилой больше, чем от спектакля массивного, серьезного и «настоящего». Нынешний мини-фестиваль в Театре наций состоит из трех постановок, нам уже показали два чудесных, совершенно не похожих друг на друга женских моноспектакля. Причем обе эти полные иронии истории рассказывают о смерти. Бессловесный Go! играет наша бывшая соотечественница Полина Борисова. Она потомственная кукольница из Омска, училась и даже защитила диссертацию в Петербурге, а потом поехала доучиваться во Францию и уже несколько лет работает с разными французскими компаниями, полюбившими ее камерные спектакли на стыке предметного театра и пантомимы. На этот раз ее взяли сразу две: компания «Пупелла-Ногес» и «Одрадек». Молодая женщина в седом парике и полумаске старухи с крупным носом, свесившимся над беззубым ртом, играет сюжет об одиночестве и воспоминаниях. Старая женщина ковыляет в темной комнате между островками света, с трудом стаскивает туфли, по-детски играет с лампой, зажигающейся от прикосновения. Открывает конверт из старой стопки писем — оттуда раздается песня: «Нас утро встречает прохладой» и невнятные голоса советского радио — скорее пугающие, чем бодрящие воспоминания. И тогда то, что возникает в ее воображении, она рисует лентой белого бумажного скотча на черной стене: печку-буржуйку, куда выбрасывает страшные письма, и дверь, в которую хочет выйти, но она оказывается запертой. На стене появляется абрис фигуры мужчины в шляпе, и люди вдали, доносятся звуки вокзала. Она прижимается к этому мужчине, бежит взять чемодан, чтобы уехать с ним, но колесико скотча в руке стягивает рисунок со стены, и, вернувшись, она видит, что любимого нет. И рисует белой лентой крест на черном чемодане, как на надгробном камне. Потом чемодан превратится в окно с нарисованным котом, оно откроется, и оттуда будут слышны крики детских игр, а занавеска в цветочек затрепещет, будто от ветра. Сентиментальность уравновесится иронией (распахнула полу пиджака, а на подкладке нарисована стрелочка, мол, ищи в другом кармане), а затем воображение и вовсе уйдет за пределы реальности: под жесткую, ритмичную музыку старуха вдруг превратится в танцующую курицу, притаптывая лапами с длиннющими когтями и размахивая крыльями шали. А потом она вдруг так же просто нарисует вместо закрытой двери открытую и исчезнет в темноте. «Похвалу бороде» в постановке Пьера Менье играет Жанна Мордож, и этот ни на что не похожий философский балаган держится скорее на вызывающем обаянии актрисы, чем на связном сюжете. Героиня спектакля — Женщина с бородой, ярмарочная актриса, шокирующая публику тем, что гордится своей элегантной бородкой и удивляется прочим женщинам: «Где вы прячете свои бороды, может быть, они у вас растут внутрь?» Для героини борода — это некий знак избранности, свободы от условностей, и во всем, что она делает, эта свобода есть. Ее партнеры — куклы, сделанные из скелетов животных, ожившие мертвецы — череп барана, распевающий оперным голосом, и дурковатый череп барсука с телом из крупной тазовой кости. Актриса чревовещает на разные голоса за каждого из них и сама включается в их беседу. Начав с традиционной колыбельной, барсук верещит: «Спит убитая лисичка, спит задушенная птичка» И дальше все действие развивается в духе циркового гиньоля. Тут есть горы ракушек, которые героиня ногами собирает и забрасывает в таз у себя на голове. И рассказ барсука о том, как он умер, — лопнул, обожравшись улиток. Есть поразительный номер с сырым яичным желтком, путешествующим по всему телу актрисы под ее мрачный комментарий: «пусть существо, которое не родилось, получит представление о мире, от которого оно будет избавлено». Есть много пародийного, но высококачественного цирка и шуток на тему смерти. И финал, где героиня руками роет в подполе сцены себе могилу, бормоча из-под гор земли: «Все, пора закапываться». А потом над ней поет реквием сводный хор черепов баранов и барсуков. В сущности, тут нет ничего такого, что не могло бы возникнуть в нашем театре. Но почему-то не возникает. Последний спектакль фестиваля под названием «Беспредметно» сыграют 28 и 29 июня, компания «111-Орельен Бори» уже была однажды в Москве с парадоксальным пластическим действом «План Б», враждующим с законом земного тяготения. Говорят, что новый спектакль не хуже.