Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Театр с Аленой Солнцевой: как создать новый европейский театр из местного материала

В новом выпуске программы «Театр с Аленой Солнцевой» — рассказ о Театре Наций. «Московские новости» представляют цикл интерактивных историй о театрах столицы. Нажимая на кнопки в плеере, вы узнаете о том, на что тратит жизнь Евгений Миронов и почему театр без труппы стоит еще дороже, чем обычный, репертуарный.

Идеи у нового «Театра наций» очень амбициозные — соединить европейскую театральную культуру и русскую актерскую школу. Произвести на свет новых отечественных гениев. Создать целый Театральный квартал. Да и, в конце концов, — просто вернуть театру ту роль, которая была у него в жизни общества: потому, что нет лучшего средства от депрессии и общественного уныния, чем тонкий и умный спектакль.

Художественный руководитель театра Евгений Миронов сожалеет о том, что к русскому театру, прежде столь популярному в мире, сегодня почти утерян интерес. Театр Наций, который он возглавил в 2006 году, для него – полигон, где происходят учения армии нового поколения. Где лучшие европейские режиссеры ставят спектакли по современным пьесам, демонстрируя качество, увы, у нас зачастую утерянное. Где молодым, начинающим постановщикам можно рискнуть, попробовав свои силы, в том числе и со звездами нашего театра, что, конечно, привлекает внимание публики. Где можно провести большой фестиваль, национальную лабораторию, международную конференцию.

В «Театре Наций» — современной театральной машинерии — много технических возможностей. В нем нет труппы: актеров набирают на один проект, и они не знают, будет ли следующий. Никто ничего не гарантирует — успех не предсказуем, будущее не обеспечено. Оно так же может принести громкую славу, как и полное разочарование.

Сегодня в России трудно с публикой. Когда-то было хорошо. То есть театральная публика была, хотя нельзя преувеличивать. В 1977 году замечательный советский режиссер Андрей Попов писал: «У нас в театре существует очень сильная тенденция угождения зрительному залу. Контакт со зрительным залом строится на обслуживании зрителя. Зритель направляет спектакли, а хотелось бы, чтоб было наоборот… Я думаю, что мы вообще можем позволить себе отказаться от успеха у зрителя, на это стоит идти. В театр ходят для того, чтобы учиться жизни. Поэтому нам надо пройти через сложное и сделать так, чтобы в результате что-то шевельнулось в человеке живое».

Вот, в сущности, на этот отказ от успеха ради того, чтобы «что-то шевельнулось в человеке живое», бесстрашно идет театр Наций, имея большой зал на 550 мест и необходимость заполнять его каждый вечер. Стремится делать спектакли, не заигрывая со зрителем, не ведя его за собой в ту сторону, куда наша публика ходить не особенно любит, — в сторону трудного, требующего размышлений и интеллектуальных усилий, искусства.