Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
Предшественником "Калигулы" можно считать знаменитый спектакль "Вишневый сад", который стал первой постановкой выдающегося литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса с российскими артистами – и сразу же одной из удачнейших чеховских постановок России "нулевых". Лопахина в "Вишневом саде" сыграл Евгений Миронов. Роль была не только лучшей в этом спектакле, но и одной из лучших у Миронова – душевно пластичный и феноменально чуткий актер, вроде бы плоть от плоти отечественной психологической школы, тоньше других почувствовал метафорический стиль Някрошюса, далекий от требований бытовой правды и расхожих лицедейских приемов. Было понятно, что Миронов и Някрошюс должны встретиться вновь. Потребовалось, однако, много лет, чтобы придумать интересный и актеру, и режиссеру материал и найти время в напряженном графике Някрошюса, режиссера далеко не легкого на подъем, каждый новый замысел которого вызревает годами, а спектакли рождаются в сомнениях и мучениях. За это время Евгений Миронов успел стать худруком московского Театра Наций – в котором и состоится премьера. Правда, у театра до сих пор нет своего здания, и "Калигулу" сыграют во "Дворце на Яузе", но когда (говорят, уже в этом году) реконструкция исторического здания завершится, спектакль наверняка станет одним из самых востребованных в Петровском переулке. Пьеса великого французского писателя и лауреата Нобелевской премии Альбера Камю, с одной стороны, прочно заняла место в "золотом фонде" мировой драматургии, с другой – никак не может быть названа репертуарной. Уж больно сложна роль заглавного героя – сумасбродного правителя, беспощадного и изобретательного деспота. Калигула Камю выбивается из длинного списка злодеев, которых предложила сцене мировая литература. Прежде всего потому, что персонаж Камю продолжает традиции романтических героев. Римский император, по версии французского экзистенциалиста, стремится к заведомо невозможному, он решает установить на земле "царство абсолютной свободы". На пути к этой свободе Калигула не щадит никого, он издевается над патрициями, мучает и изводит свое окружение, обнажая в людях мелочность и трусость. Калигула – не равнодушный тиран, а тиран-страдалец: уничтожая других, он сжирает самого себя. Конечно, велик соблазн превратить "Калигулу" в актуальную политическую сатиру. В холодном взгляде белесых глаз исподлобья – огромное лицо Евгения Миронова в образе Калигулы помещено на афишу спектакля – многим уже почудилось что-то знакомое. Однако, зная Эймунтаса Някрошюса, можно не сомневаться, что великий режиссер не опустится до лежащих на поверхности политических аллюзий. Он всегда ведет разговор не о конкретных обстоятельствах, а о мировых стихиях и людских страстях, о неразрывных связях и в то же время о непреодолимых противоречиях между людьми и их же собственной природой. Собственно говоря, ни один из спектаклей по "Калигуле", который остался в памяти сегодняшних зрителей, и не был плакатно-обличительным. "Калигула" Явора Гырдева, несмотря на яркую красно-черно-белую символику, похожую на нацистскую, на самом деле был о конфликте телесного и духовного. В "Калигуле", поставленном в середине 90-х Юрием Бутусовым с Константином Хабенским в заглавной роли, изучался феномен незаурядной личности, которая оказалась не востребована своим временем. Наконец, в самом знаменитом русском спектакле по пьесе Камю – его поставил Петр Фоменко, а сыграл тогда Калигулу Олег Меньшиков – заглавный герой был прежде всего поэтом и философом, надменным наблюдателем и ироничным игроком. Каким стал Калигула Евгения Миронова, пока неизвестно. Но понятно, что новый спектакль Эймунтаса Някрошюса (который он сделал вместе с литовской постановочной командой: жена и сын режиссера, Надежда Гультяева и Марюс Някрошюс, делают костюмы и оформление спектакля) в любом случае не будет сольным. Рядом с протагонистом Мироновым – очень сильная команда: Цезонию играет Мария Миронова, Геликона – Игорь Гордин, главного заговорщика Керею – Алексей Девотченко, молодые, но уже известные актеры Евгений Ткачук и Дмитрий Журавлев сыграют Сципиона и Лепидия.