Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Театр Наций открыл обещанную серию премьер к юбилейному "шекспировскому" году комедией "Укрощение строптивой".


Режиссером стал молодой Роман Феодори, уже известный по многим постановкам в провинции, но впервые ставящий на большой сцене в Москве (ранее в столицу его красноярские спектакли лишь привозились в рамках "Золотой маски"). Доверить такой материал - к Шекспиру в этом сезоне особенно пристальное внимание и соответствующие требования - хоть и опытному, но все же чужаку, было определенным риском со стороны театра. Оправдался ли он?

В хлопотах о "чистоте прочтения" и поисках оригинальности, которыми занялись критики, обсуждая новую работу Театра Наций, можно пропустить просто милый и симпатичный спектакль. "Укрощение" не отличается интеллектуальностью, не претендует на особенную, сверхновую трактовку пьесы. Вряд ли он останется в театральной истории или будет вписан золотыми буквами в историю постановок Шекспира в России. Но, кажется, создателям на это наплевать. Сделанный по преимуществу молодыми людьми, этот спектакль, которых мало - качественный продукт класса "антреприза". Сюда не будет стремиться попасть изысканная театральная публика, зато в воскресные дни зал будет заполнен людьми в красивой одежде - парами или компаниями, которым хочется сходить в театр, чтобы посмеяться и отдохнуть.

"Укрощение" обладает всеми необходимыми для этого достоинствами. Весь сюжет решен в духе "театр в театре". Шекспировские герои у Феодори одновременно артисты-любители. Трудно сказать, зачем понадобилось переносить действие именно в казарму, но эта деталь дала возможность вставить некоторые забавные детали. Например, Генерал, который и ставит в своей части к какому-то празднику спектакль, примеряет на себя разом и роль режиссера, и настоящий шекспировский образ Баптисты, отца Катарины и Бьянки. Причем зовут его Константином Сергеевичем, разве что фамилию не уточняют, и он периодически путается, кто же он сейчас, военный начальник или "большой художник", зная точно лишь одно: надо командовать. Его солдаты в исполнении "кудряшей" - молодых выпускников мастерской Олега Кудряшова в РАТИ - ГИТИС - понимают в театре еще меньше.

К тому же в ансамбле есть и признанные профессионалы. Жанр требует настоящих "звезд" - здесь это Ольга Волкова в небольшой роли Жены Генерала и Катарина - Чулпан Хаматова. На нее здесь точно стоит ходить. Комические, острохарактерные роли удаются Хаматовой едва ли не лучше, чем привычные лирические героини. Она не боится смеяться над собой, стать некрасивой, проводя почти половину спектакля в нелепейшем костюме, больше напоминающем бочку для солений, огромных очках с толстыми линзами. В Поварихе в роли Катарины (так обозначено в программке) проще узнать каких-нибудь персонажей из вахтанговской "Турандот", чем шекспировскую своенравную героиню. Да и не такой уж стервой сделала Катарину Хаматова. Скорее это забитая девушка, вдруг осознавшая свою привлекательность, не знающая еще, что с этим делать. Она сопротивляется Петруччо разве что инстинктивно, не веря до конца в реальность вдруг наступившей сказки с капитаном в белом парадном кителе в качестве принца.

Все "Укрощение" таким и получилось - немного наивным, больше похожим на рождественскую сказку, не претендующим на серьезное отношение к себе. Но ведь всем иногда хочется чего-то легкого и светлого?