Today
19:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Today
20:00 / Малая сцена
Касса  +7 (495) 629 37 39

В одном из самых современных театров России — громкая премьера. Совместно с берлинским „Шаубюне” здесь вновь обратились к Стриндбергу и его скандальной пьесе „Фрекен Жюли”

Пьесу выдающегося шведского драматурга о „падении” дочери аристократа, поддавшейся чувствам и оказавшейся в постели слуги, в России ставили не единожды. Нынешняя постановка — уже седьмая, а значит, сравнений не избежать. Правда, на этот раз за „Фрекен Жюли” взялся иностранец — немецкий режиссер Томас Остермайер, известный радикальными экспериментами в области психологического театра.

Первые несколько минут — почти урок кулинарии: героиня разделывает курицу, а зритель, благодаря установленному на сцене экрану, наблюдает, как она отрезает ей голову и жарит потроха. Все — крупным планом, по-настоящему — никаких театральных условностей. То же можно сказать и об игре актеров: „война полов” в исполнении лидеров современного театра — Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова — „царапает”, как говорится, по живому. „Стриндберг одним из первых обратил внимание на то, что в основе взаимоотношений между мужчиной и женщиной лежит война за власть, — говорит режиссер. — А социальные различия лишь усугубляют конфликт, поэтому я и предложил сделать их двигателем в отношениях между героями”. Из Швеции конца 19-го века действие перенесено в современную Россию: в новой версии сохранены все сюжетные линии, а герои пользуются сегодняшней лексикой. Адаптировать оригинал к российским реалиям Театр Наций доверил одному из самых востребованных отечественных драматургов — Михаилу Дурненкову. В его варианте Жюли стала дочкой богатого генерала, а сам история происходит в новогоднюю ночь в подмосковном особняке.

„Мне казалось, что рассказывать в современной России историю графской дочки 19-го века как-то не актуально, — говорит Остермайер, — и надо было что-то поменять. Но сейчас в России существует такой социальный класс, как денежная аристократия. Это закрытый, замкнутый социальный слой, который обладает властью и большим количеством денег. Благодаря тому что мы переработали пьесу, она приобретает актуальность, силу и напряженность”.

Во всяком случае, смотреть за стремительно развивающимся сюжетом действительно интересно, а его резкие повороты, переходы от страсти к ненависти местами просто шокируют. Именно за этим „нервом” художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов, он же исполнитель роли Жана в спектакле, и обратился к Томасу Остермайеру:

„Его спектакли всегда производили и производят на меня шоковое впечатление. Он очень резкий режиссер, жестко работающий с артистами. Честно говоря, я этого и хотел. Но получилось совсем наоборот. Так перевернуть мое впечатление об этой пьесе и так разбирать ее, почти с чеховскими нюансами! А потом вдруг такие резкие, мощные, жесткие повороты… Он меня, честно говоря, удивил”.

Еще в начале истории герои рассказывают друг другу свои кошмарные повторяющиеся сны. Она срывается со скалы и падает в пропасть, он никак не может выбраться из ямы. Вот и в реальности в случившейся с ними истории, чуда не происходит: Жан, как ни пытается, не может вырваться из шкуры водителя и слуги. Жюли, раздавленная и униженная его двуличием, не видит иного выхода, как покончить жизнь самоубийством.

„Для меня этот спектакль — лаборатория, — объясняет Томас Остермайер. — Работая над ним, я хочу понять что-то для самого себя — понять, как развиваются человеческие отношения”. Уже известно, что результаты „лабораторных исследований” режиссера предстоит оценить не только российским, но и зарубежным зрителям. Спектакль уже ждут на театральном фестивале в Берлине и не исключено, что, как и остальные постановки Театра Наций, „Фрекен Жюли” ждет бурная международная жизнь.