В одном из самых современных театров России — громкая премьера. Совместно с берлинским „Шаубюне” здесь вновь обратились к Стриндбергу и его скандальной пьесе „Фрекен Жюли”
Пьесу выдающегося шведского драматурга о „падении” дочери аристократа, поддавшейся чувствам и оказавшейся в постели слуги, в России ставили не единожды. Нынешняя постановка — уже седьмая, а значит, сравнений не избежать. Правда, на этот раз за „Фрекен Жюли” взялся иностранец — немецкий режиссер Томас Остермайер, известный радикальными экспериментами в области психологического театра.
Первые несколько минут — почти урок кулинарии: героиня разделывает курицу, а зритель, благодаря установленному на сцене экрану, наблюдает, как она отрезает ей голову и жарит потроха. Все — крупным планом,
„Мне казалось, что рассказывать в современной России историю графской дочки
Во всяком случае, смотреть за стремительно развивающимся сюжетом действительно интересно, а его резкие повороты, переходы от страсти к ненависти местами просто шокируют. Именно за этим „нервом” художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов, он же исполнитель роли Жана в спектакле, и обратился к Томасу Остермайеру:
„Его спектакли всегда производили и производят на меня шоковое впечатление. Он очень резкий режиссер, жестко работающий с артистами. Честно говоря, я этого и хотел. Но получилось совсем наоборот. Так перевернуть мое впечатление об этой пьесе и так разбирать ее, почти с чеховскими нюансами! А потом вдруг такие резкие, мощные, жесткие повороты… Он меня, честно говоря, удивил”.
Еще в начале истории герои рассказывают друг другу свои кошмарные повторяющиеся сны. Она срывается со скалы и падает в пропасть, он никак не может выбраться из ямы. Вот и в реальности в случившейся с ними истории, чуда не происходит: Жан, как ни пытается, не может вырваться из шкуры водителя и слуги. Жюли, раздавленная и униженная его двуличием, не видит иного выхода, как покончить жизнь самоубийством.
„Для меня этот спектакль — лаборатория, — объясняет Томас Остермайер. — Работая над ним, я хочу понять