Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

- Сеньор, — объявил Санчо, я нахожу, что повелевать всегда приятно, хотя бы даже стадом баранов.

29 мая на сцене Александринского театра, в рамках гастролей Театра наций показали CircoAmbulante. Режиссер — Андрей Могучий, Художник – Максим Исаев

Первое чем поражает спектакль — своим невероятно запутанным сюжетом. На затерянном вулканическом острове, где вся жизнь была сосредоточена вокруг металлического комбината, теперь работает только мясокомбинат, основная задача которого, обеспечивать Обер-Кондуктора бычьими яйцами, обеспечивая его бессмертие.
Главные действующие лица – работники мясокомбината, которые по совокупности разных случайных обстоятельств оказались на острове и не могут его покинуть.

Чтобы привлечь на остров туристов и, возможно, как-то разнообразить печальную островную жизнь, Обер-Кондуктор решает построить в жерле вулкана цирк…

Все это, конечно, должно каким-то образом высмеивать современные реалии, но нельзя сказать, что выглядит это смешно, скорее грустно и страшно.

С художественной точки зрения спектакль сделан просто потрясающе, трансформирующиеся заводские трубы с агитационными плакатами, настоящий конвейер мясокомбината, где очень натуралистичные туши сделаны из старых пальто, умопомрачительные постапокалиптические костюмы и очень качественный звуковой дизайн. Во всем этом хорошо узнается театр АХЕ. Сочетание визуального и звукового ряда создают непередаваемую атмосферу упадка и безумия. Немного странно все это смотрится в интерьерах главной сцены Александринского театра, но, возможно, контраст с царскими интерьерами делает жизнь островитян еще более безнадежной.

Диалоги между героями местами грубоваты, персонажей очень много и, если на сцене они как-то уживаются, то собрать их потом вместе в своем воображении удается с трудом. У каждого из героев есть своя, безусловно, печальная история, которую он в самый неожиданный момент рассказывает, выплескивая на зрителя еще немного мировой депрессии.

Главная героиня – Мария (Лия Ахеджакова) и ее муж Антон (Альберт Филозов) не сдаются под натиском суровой заводской жизни и готовы выйти на бой с партийным руководством. Антон впервые за двадцать лет выходит из дома взрывать ненавистный завод, а Мария, одевает костюм Дон Кихота, чтобы освободить жителей острова от Обер-Кондуктора.

Кстати, не все жители острова, как выясняется в течение пьесы, живые люди. Некоторые из них, действительно, в традициях постапокалипсиса являются ожившими мертвецами.

Спектакль очень перенасыщенный, и сюжетом, и образами и смыслом, очень много отсылок к другим произведениям и фильмам. Мария и Антон, например, знакомятся, когда поезд сбивает корову, продолжая традицию обреченной лошади Тарковского, Дон Кихот борется с похоронной процессией, принимая ее за колдунов. Антон поясняет, что колдуны живут в телевизоре, но неизвестно, что страшнее, колдуны в телевизоре или ожившие мертвецы…

Аллегории прозрачны, остров, где ничего не производится, кроме бычьих яиц, мрак, пустота, нищета в сочетании с алчностью власть имущих, но во всем этом кроится какой-то подвох, который не так-то просто обнаружить.

А он заключается всего лишь в том, что на момент премьеры спектакля в начале 2012 года, все было чуточку по-другому, и именно на тот момент, он был, действительно, актуален. За это время очень многое изменилось, мясокомбинат работает в прежнем режиме, продолжая производить бычьи яйца…

В конце спектакля Мария, в доспехах Дон Кихота больше похожая на Жанну Д’Арк, произносит свой пронзительный монолог, объявляя людей свободными. Ей очень хочется верить, но в то же время, практика жизни на острове показывает, что это не совсем не так. За последние пару лет свобода перестала быть востребованной, но островной цирк пользуется огромной популярностью.