Другое дело, что с комедией в ладах очень небольшое количество современных режиссеров. Одни принципиально не ставят комедию, считая себя достойными более высоких задач. Другие же, принимаясь за это дело, впадают в пошлость. Так что заставить нас смеяться от души и при этом чувствовать себя комфортно могут далеко не все.
Последние московские премьеры в этом жанре подтверждают, что сделать качественную комедию непросто — но отнюдь не невозможно.
Авантюрист поневоле
Премьера дебютного спектакля Продюсерской компании Евгения Миронова „Фигаро. События одного дня” с ним же в главной роли печальным образом совпала с назначением актера на пост директора Театра Наций.
В результате взгляд на „Фигаро” оказался куда более пристальным, нежели этого заслуживал продукт. И довольно средний спектакль, что мог пройти по Москве спокойно, вдруг спровоцировал нешуточный шум.
Хорошим окажется Миронов руководителем или плохим, станет ясно, когда в Театре Наций начнет
Увы, роль Фигаро в этом плане — досадное несоответствие. Четких черт у этого Фигаро нет: ни авантюрист, ни
К тому же у него отсутствует энергетика, и действие вокруг распадается на клочки, обрывки и эпизоды. Каждый артист пытается выстроить свое направление роли отдельно от других.
У
Есть ощущение, что комедийный жанр режиссеру Кириллу Серебренникову абсолютно чужд. Поэтому в „Фигаро” он придумывает все, чтобы утяжелить историю.
Герои совсем не шуточно и очень „кухонно” ссорятся, скандалят, уличают друг друга в несуществующих смертных грехах и всячески обороняются от любого позитива.
Конечно, жить, осознавая, что ты один на свете, невеста тебе изменяет, работодатель в грош не ставит, невесело, да и неинтересно вовсе. Серебренников забирает у героев Бомарше смысл их существования, а взамен не дает ничего.
Однако режиссер
Непонятно вот что: если Серебренников хочет сочинить мрачную историю, то почему берет для этого совсем неподходящий материал?
В этом выборе звучит
Но от талантливых людей ждешь разумных поступков.
Дамы начинают и выигрывают
Тема переодевания мужчины в женщину, некогда мегапопулярная, стала невыносимой. Ее эксплуатируют и театр, и кино, и телевидение. Уже неважна причина — важен сам факт переодевания, над которым
Да вот только далеко не каждый актер в состоянии убедительно „сменить пол”. Мало встать на каблуки — неплохо бы научиться на них ходить. Мало говорить на несколько тонов выше — хорошо, когда в интонациях чувствуется иное существо. Свежая премьера МХТ им. Чехова „Примадонны” показала, насколько удачно можно решить подобную историю.
Сочинивший „Примадонн” современный американский драматург Кен Людвиг очень популярен на родине; у нас же его имя стало известно после прошлогоднего спектакля Театра Пушкина „Одолжите тенора!”
Написаны „Примадонны” недавно, в
Согласно сюжету, двое
Прочитав в газете объявление о том, что находящаяся при смерти миллионерша ищет пропавших племянниц, чтобы завещать им состояние, они переодеваются в женское платье. Отдавая этим переодеванием еще и дань любимому Шекспиру: ведь поначалу они ездят по стране с коллажем из шекспировских пьес, а в доме у мнимой тетушки репетируют с местными обитателями „Двенадцатую ночь”, основанную на таких же перевоплощениях.
Однако никакому Шекспиру не снилось то кипение страстей, куда попадают обманщики по приезде в уютный розовый домик. Один из них влюбляется в настоящую племянницу, мечтательную любительницу театра, готовящуюся выйти замуж за местного священника.
Священник, в свою очередь, очень недоволен двумя пришелицами, которые претендуют на наследство, и строит всяческие козни. А воодушевившаяся прибавлением в семействе тетушка резко раздумывает умирать. И это только завязка.
„Примадонны” хороши не только увлекательностью сюжетных коллизий, но и отличными актерскими работами. В спектакле не теряется никто, вне зависимости от величины роли.
Очень хороши Анатолий Белый —
Главных
Но при всем внимании к ним нельзя не заметить еще одно, более виртуозное перевоплощение. Обнаружившую редкостное жизнелюбие престарелую тетушку Флоренс тоже играет мужчина — Михаил Трухин, работающий в МХТ недавно, но уже успевший достойно сыграть Гамлета.
Его тетушка — просто произведение искусства. Боевая старушенция, летающая на инвалидной коляске, будто на ракете, одобряет любые проявления чувств и чувственности под своей крышей — в моменты проблесков разума, естественно.
Глядя на такую хозяйку, не удивляешься катавасии, возникшей в ее владениях. А во владениях МХТ впервые со времен легендарного „Номера 13” появился мастерски сделанный веселый спектакль.
Сегодня комедия все чаще удаляется от нынешнего времени, уходя в „ретро” нравов и стилей. Что закономерно: в теперешних реалиях все меньше того, над чем хотелось бы смеяться. Да и новые драматурги практически не владеют комедийным жанром. Безусловно, эти факторы взаимосвязаны. Однако потребность в хорошей комедии на столичной театральной сцене далеко не удовлетворена.