касса +7 (495) 629 37 39
сегодня
19:00 / Основная сцена
сегодня
20:00 / Малая сцена
касса +7 (495) 629 37 39
Меню
Назад

Ингеборга Дапкунайте о призрачном счастье сильной женщины
В Театре Наций показывают «Жанну» с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли. Молодой режиссер Илья Ротенберг создал добротный спектакль по пьесе Ярославы Пулинович «Дальше будет новый день», заставляющий задуматься не только о вечных проблемах взаимоотношений между мужчиной и женщиной, но и пристальнее присмотреться к социальной действительности, нас окружающей.
              
Никаких полутонов, ни одной лишней детали: на сцене выстроен четкий, лаконичный, но при этом о многом говорящий мир. Мир, разделенный на черное и белое. И в центре этой лишенной оттенков вселенной находится Жанна Георгиевна (Ингеборга Дапкунайте) – самодостаточная, успешная, но уже немолодая женщина, этакая обаятельная бизнес-вумен, добивающаяся всего с настойчивостью танка.

Здесь все неумолимо подчиняется ей. По щелчку ее пальцев происходят события и по ее воле крушатся жизни. Она управляет что-то значащими для нее людьми как марионетками. А если нить обстоятельств заставляет ее делать какие-то неподобающие "железной" леди действия (например, заплакать), она сосчитает до десяти и стряхнет с себя руку кукловода. Потому что в выстроенном ею мире верховодит она и никто больше.

Жанну предает любимый мужчина (Александр Новин). Уходит от нее, такой успешной, сколько добившейся в жизни, окружившей его заботой и лаской. И к кому! К какой-то соплячке, еще и забеременевшей от него. Жанна, только что порхавшая вокруг своего возлюбленного, узнав об этом, накидывается на него с кулаками, обзывая последними словами. Начинаегшь сочувствовать героине - такая трагедия для женщины, особенно немолодой, столько вложившей в своего мужчину... Но не спешите с жалостью. В следующий же момент Жанна Георгиевна считает до десяти, делает глубокий вдох, звонит кому-то и ее некогда любимый Андрей (по совместительству ее заместитель) остается с волчьим билетом.

Потенциальный любовник, выпив лишнего, засыпает на полуслове. А когда Жанна его расталкивает, продолжает восторгаться своей маленькой дочкой Варечкой, которая ему милее всех на свете. Эти разговоры Жанне не интересны – детей она не любит и вообще не для того она его сюда привела. Даже с мальчиком по вызову ничего не получается: вместо того чтобы заняться делом, Жанна Георгиевна начинает изливать ему душу.

Стоит отметить, что постельные сцены в спектакле Ильи Ротенберга лишь подразумеваются. По танцам актеров, мальчиков по вызову, по полунамекам мы понимаем, что что-то происходит, но эти действия настолько красиво завуалированы, что у зрителя не остается какого-то неприятного послевкусия, отравляющего общее впечатление от спектакля. Особенно такая деликатность приятна сегодня, когда театральные мастера, не ограниченные никакими рамками, демонстрируя плотскую любовь, часто скатываются в пошлость.

Но вернемся к Андрею… «Благодаря» Жанне бедолага никак не может устроиться на работу. Денег катастрофически не хватает, их вот-вот выгонят из съемной квартиры. Его беременная Катя все сильнее на него наседает, чего-то требует, упрекает. Единственная радость – квартира, в которую он как дольщик вложил все свои накопления. Скоро у них родится ребенок, и они переедут в собственный дом, где будут счастливы. Но пока этого не произошло, а жить на что-то нужно. Кольцо (или веревка на шее) начинает смыкаться...

У Жанны Георгиевны все хорошо, правда, только в ее материальном мире. Во всем остальном – непроходимое одиночество, непрощенные обиды, отсутствие любви и понимания. Она заплатила очень высокую цену за свой успех, комфорт и достаток: пробиваясь из «грязи в князи» она настолько очерствела душой, что утратила способность к прощению и состраданию.

В финале Андрей и его уже родившая Катя остаются на улице. В большом городе у него нет друзей, поэтому он ведет свою маленькую семью к Жанне. Она их принимает, разрешив остаться на ночь. Она даже берет на руки новорожденного Митю. Кажется, этому малышу удалось растопить ледяную душу «железной» Жанны. Кажется, вот оно – возрождение, демонстрация годами тщательно подавляемых чувств и эмоций. Неужели Жанна изменит себе? Под занавес зритель получит исчерпывающий ответ на этот вопрос.

Ингеборга Дапкунайте в этом спектакле великолепна и невероятно органична. Образ Жанны, по сути, среднестатистической успешной женщины, которых в век эмансипации стало крайне много, в исполнении Дапкунайте приобретает объем. Ей веришь, когда она радуется и хлопочет вокруг любимого, ей сочувствуешь, когда одиночество давит на нее как гранитная плита. И ей ужасаешься, когда она не прощает и мстит.