Top.Mail.Ru
Сегодня
19:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Сегодня
19:00 / Основная сцена
Касса  +7 (495) 629 37 39

Пьеса Ярославы Пулинович про одиночество успешной женщины получилась простой и эмоционально близкой самой разной публике

Как будто специально к Восьмому марта, который то ли день международной солидарности, то ли сексистский праздник страны с женским населением и мужской ментальностью, в Театре наций появился новый спектакль «Жанна».

Ингеборга Дапкунайте сыграла в пьесе Ярославы Пулинович. Молодой драматург, ученица Николая Коляды уже давно притягивает к себе внимание, причем с разных сторон. Ее эмоциональные, с правдивыми деталями, современной лексикой и парадоксальным развитием пьесы-монологи привлекают не только театральных режиссеров в Европе, в Москве, в русской провинции, но и кинопродюсеров.

Театр наций, в котором есть программа соединения молодых талантов со звездными именами, пригласил режиссера Илью Ротенберга, завоевавшего критику постановками в Лысьве и Томске.

История довольно простая: Ингеборга Дапкунайте играет зрелую и очень успешную тетку, которую бросает молодой любовник. И она ему мстит, отрезая возможность устроиться на работу. А у него уже беременная жена, и денег нет, и квартиры нет, зато есть долги, обиды и слезы. Жанна тоже несчастна, она одинока, она пытается найти ему замену, но партнеры по бизнесу слишком заняты собой, наемные любовники ее не устраивают, душа болит.

«Жанна» уже давно с успехом идет в провинциальных театрах. Еще бы, такой гибрид хорошо сделанной антрепризной пьесы с так называемой новой драмой. Пулинович на этот раз написала не про девочек-подростков, а про одиночество зрелой женщины, вырвавшей зубами у жизни все, кроме эмоциональной привязанности. «Я не бедная, я богатая», — говорит в сердцах героиня пытающейся пожалеть ее гражданке. Она сильная женщина, отлично умеющая решать проблемы, манипулировать окружающими, но не способная избавить себя от одиночества. Ее удел оставаться «старой сухой п...ной» (так милиционершу, героиню фильма Николая Хомерики «Сказка про темноту», обзывает один неблагополучный подросток из ее подопечных)...

В кино новой «новой волны» такие героини, несчастные и мающиеся от душевного одиночества, оказывались внутри авторских настроенческих картин, со сложным визуальным решением, основанным на ассоциациях, документализме и эссеистической интонации. А у Пулинович получается простая и ясная история, с неожиданным финалом, который ловко обманывает зрителя.

Ярослава Пулинович очень хорошо, выразительно, точно рассказывает истории своих персонажей. Однако действие в ее пьесах скорее статично, герои декларируют свое состояние, обаятельно рассказывают о себе, но не вступают во взаимодействие. Обычно это объясняют особенностями нового театрального языка, в котором невозможно прямое общение, непосредственная реакция и вообще изменение. Поэтому работа режиссера Ильи Ротенберга мне кажется очень важной: ему удалось театральным способом «дожать» эту как бы «недопьесу», раскрыть ее интенцию. Что сделало  спектакль эмоциональным, близким, доступным самой разной публике. Получилась такая пружинистая современная история бедной несчастной акулы, которая никак не может перестать щелкать пастью. Типичная ситуация, когда деятельный человек не готов пережить свои невзгоды, перестрадать их, зато немедленно устраняет все препятствия.

Лучшая сцена спектакля — дуэт Дапкунайте и Андрея Фомина. Жанна решает увлечь собой старого партнера по бизнесу. Она приглашает его домой, пытаясь организовать собственное соблазнение, однако понятно, что этот средних лет управленец, состоятельный человек и отец троих детей к любовным приключениям решительно не готов. Зато он готов поделиться собственными проблемами, ему куда важнее излить душу случайному человеку — как в вагоне поезда попутчику, потому что никого близкого у него тоже нет.

Когда они танцуют под музыку прошедшей юности, становится понятно происхождение новых хозяев жизни: так советские подростки развлекались в малогабаритных квартирах, пока родители на даче сажали грядки... Но как бы они ни ушли далеко от своей юности, какими бы ни владели капиталами, им никуда не деться от сознания собственного несчастья, от неумения любить, от отсутствия опыта любви. Они привыкли манипулировать, использовать, добиваться, решать вопросы, но чувствуют они только тоску и жалость к себе.

Это реальная трагедия, которая в легкой и вполне остроумной форме рассказана театром как история женщины. Умной, сильной, волевой женщины, ставшей главной тягловой силой страны. Такие — уже научившиеся «хорошо питаться», ходить в бассейн, делать макияж, одеваться стильно, эффектно выглядеть — женщины остаются поразительно несчастными. И они умеют сделать несчастными других.

Героиню Ингеборги Дапкунайте становится жаль, но она не хочет жалости. Она хочет счастья.

Публика во время спектакля очень смеялась, женщины плакали...