В 2014 году «Золотая маска», самый масштабный театральный фе-стиваль в новейшей истории России, отмечает 20-летие. Основная и внеконкурсные программы в юбилейном году насыщены как никогда, а значит, зрителям предстоит восхищаться не только спектаклями, но и уровнем организации фестивальной жизни. О философии взаимной ответственности как основе театрального успеха рассуждает Мария Ревякина, директор фестиваля «Золотая маска» и Театра наций.
– Что вы как директор фестиваля назвали бы главным в его программе в юбилейном году?
– Самое главное для нас всегда афиша конкурса, а она в этом году благодаря удачному сезону на редкость насыщенна. Второе, что для нас важно, – это, безусловно, наша образовательная программа «Институт театра», которую мы орга-низуем вместе с Центром им. Вс. Мейерхольда. Интересными обещают быть про-грамма «Маска плюс» (в ней примут участие российские спектакли, рекомендо-ванные экспертами «Золотой маски») и проект «Новая пьеса», в рамках которого мы представляем российские и зарубежные постановки по пьесам современных авторов. Не могу не сказать и о нашей новой программе «Контекст. Актуальные зарубежные спектакли». Это новый подход к показу зарубежных спектаклей на «Золотой маске», основанный на экспертном отборе и понимании, что российский театр живет в ситуации взаимных пересечений и влияний с театром европейским. В программе «Контекст» мы надеемся показывать зарубежные спектакли, которые предлагают нам понимание театрального языка и театральной действительности. В середине марта состоится «Детский Weekend» – трехдневная, очень плотная программа российских спектаклей для детей всех возрастов.
Мы работаем над новым интернетпроектом, посвященным истории театра за последние 20 лет. 27 марта в Театре имени Вахтангова пройдет юбилейный вечер, где мы хотим вспомнить двадцатилетний путь «Золотой маски», – этим действом занята большая команда во главе с Кириллом Серебренниковым, куда входят также Филипп Григорьян, Вера Мартынова, Александр Маноцков, Евгения Беркович и Валерий Печейкин. Наконец, церемония вручения премий в этом году состоится 18 апреля. Каждую из этих страниц «Золотой маски» я действительно считаю исключительно ценной.
– В этом году фестиваль, кажется, начался задолго до того, как открылись двери театров?
– Он начался карнавальной постановкой в Парке Горького еще в декабре. Мы планируем провести еще несколько акций – фотовыставку в Столешниковом пе-реулке, инсталляцию в ГУМе, вдохновителем которой стал художник Александр Боровский, пригласивший в свои соавторы Александра Иванишина. Весной состоится еще целая серия акций в московских кафе и магазинах. Она будет происходить в режиме перформанса: человек пришел в магазин покупать одежду – и начал общаться с актером. Это важно, как любой опыт по связыванию про-странств: мы просто показываем, что театр живет не только там, где построена сцена.
Я рассказала вам сейчас только о московской программе, которую мы делаем ежегодно, но ведь каждый год «Золотая маска» после окончания фестиваля устра-ивает гастроли по городам России, показывает спектакли лауреатов и номинантов – все самое замечательное и интересное, что было сделано за сезон.
– Что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы идея фестиваля не изжила себя?
– Надеюсь, этого никогда не случится, ведь «Золотая маска» – это квинтэссенция того, что возникло за сезон. Она как будто аккумулирует театральную солнечную энергию и будет вызывать интерес, пока есть театр. Театр очень нужен людям, потому что они получают там ту энергетику и те смыслы, которые они редко где могут получить. И главная задача фестиваля – привлечь внимание к те-атру и тем творческим, этическим, социальнополитическим вопросам, которые ставят художники.
– Как появляются идеи новых проектов в рамках фестиваля? Кто придумывает вывести «Золотую маску» в ГУМ или собрать в Москве лучшие детские спектакли со всей России?
– Все придумывает команда людей, которые работают в «Золотой маске». И я чрезвычайно горжусь, что эти люди у нас есть, что они такие креативные. А главное, они умеют не просто придумывать, но и осуществлять свои идеи. Большой театральный фестиваль – это действительно во многом вопрос менеджмента: организовать работу экспертных советов, жюри, заполнить пространство вокруг конкурса яркими проектами, причем не только придумать их, но еще найти средства и убедить чиновников и бизнесменов, что это нужно.
– Как вы объясняете потенциальным спонсорам, зачем нужно поддерживать театральный фестиваль?
– К счастью, крупный бизнес сегодня понимает это без дополнительных объяснений, а может быть, бренд «Золотой маски» уже работает на себя. Но недаром фандрайзинг называют искусством завоевывать друзей. Мне кажется, отношения фестиваля с нашим генеральным партнером – Сбербанком, с компаниями «Евро-цемент», «O1 Properties», «Северсталь», Фондом Прохорова и другими нашими друзьями – это отношения на таком уровне, где мы все понимаем, для чего сотрудничаем, и доверяем друг другу. Это уже несколько больше, чем уговорить какогото партнера поддержать тот или иной проект. Понятно, что наладить взаимопонимание не всегда получается сразу. Один из наших партнеров вначале не верил, что жюри действительно принимает решение за круглым столом. Говорил: не может быть, чтобы у вас было честно, а не как на футболе. Потом убедился.
– С лета 2012 года ваш уникальный менеджерский опыт востребован и в Театре наций, где вы стали директором. Что вам удалось сделать на этом посту?
– Руководитель театра Евгений Миронов пригласил меня скорее как кризисного менеджера. В мои обязанности входит выполнение обязательств, планирование, контроль, фандрайзинг, реклама, команда. У нас много идей по дальнейшему развитию, например создание театрального квартала. Мы предложили городу и федеральному правительству построить такой квартал на территории от Страстного бульвара до Петровки. Он должен стать открытой пешеходной зоной, чтобы люди могли гулять, где-то посидеть или провести время в многофункциональном культурнотеатральном центре, где можно будет показывать спектакли, открыть киноклуб, библиотеку, проводить мастерклассы.
– Легко ли работать театру, в котором нет постоянной труппы, репертуара?
– Театр наций - все равно репертуарный театр. Просто актеры связаны с театром не штатным расписанием, а гражданскотрудовыми договорами. К сожалению, жизнь в Советском Союзе привела артистов к убеждению, что если человек пришел работать в театр, то это навечно. Это перекос системы, который надо исправлять. Понятно, что нам сложно сформировать репертуар: мы зависим от людей, работающих в разных театрах, хотя уже существует команда актеров, которые заняты в большинстве спектаклей, и есть ощущение некой театральной семьи. Но актеры прекрасно понимают, что их пригласили на этот спектакль и неизвестно, пройдут они кастинг на следующий или нет. Мне кажется, что модели театров могут быть разными, главное, чтобы в театре были идея, лидер и вокруг него формировалась команда.
– Каково это, работать с замечательным актером и народным любимцем – Евгением Мироновым?
– Мне с ним очень интересно работать. Во-первых, Евгений – не просто замечательный актер, но и талантливый менеджер. Плюс ко всему он человек очень открытый, искренний, добрый.
– Как в таком не типичном для России театре принимаются решения о новой постановке? Откуда берется идея позвать Остермайера или Лепажа?
– Эти решения – зона ответственности художественного руководителя и его заместителя Романа Должанского. Это касается и приглашения российских ре-жиссеров. За ними очень внимательно следит сам Евгений Миронов. Никита Гриншпун, Туфан Имамутдинов, Илья Ротенберг, который с Ингеборгой Дапкунайте репетирует сейчас спектакль «Жанна», – всем им театр предоставляет возможность работать и расти.
– Как, повашему, театр должен реагировать на неудачу, на спектакль, который при всех вложенных усилиях и средствах не получился?
– Конечно, это всегда риск. Здесь все решает зритель: если он будет ходить – значит, спектакль останется в репертуаре. Знаете, я всегда за то, чтобы вкладываться в рекламу, но не верю, что реклама способна сделать спектакль лучше. В конце концов, спектакль за все отвечает сам.