касса +7 (495) 629 37 39
сегодня
16:00 / Малая сцена
сегодня
19:00 / Основная сцена
касса +7 (495) 629 37 39
Меню
В связи с профилактическими работами продажи будут приостановлены с 20:00 до 24:00
Назад

Миронов, Хаматова и Костолевский открыли Фестиваль театров малых городов

На пресс-конференции местная журналистка задала вопрос Игорю Костолевскому: «Игорь Матвеевич, все знают, что вы человек закрытый. А в рамках фестиваля, возможно, как-то для нас откроетесь?» Присутствующие оживились, а сам актер ответил, что его задача, как председателя жюри, не раскрываться самому, а раскрывать таланты.
        Впрочем, судя по программе фестиваля, который на сей раз проходит в подмосковной Дубне, задача это труднейшая.
        – Спектакли отбирались по всей стране, – подчеркнул президент фестиваля Евгений Миронов. – И из ста постановок наш экспертный совет под председательством Олега Лоевского выбрал 14 спектаклей. Я, конечно, не критик и не знаю, по каким критериям в принципе можно отбирать спектакли, но, на мой взгляд, оказаться в числе этих четырнадцати – дело особой чести. Это уже победители.
         В нынешнем году в программе XIII фестиваля – спектакли из Дмитрова и Лысьвы, Серова и Советска, Новойкуйбышевска и Каменск-Уральского, Братска и Сарапула… Но в первый день фестиваля (по многолетней традиции) был показан гостевой спектакль. Его привезла Чулпан Хаматова («Час, когда в души идешь – как в руки…» - литературно-музыкальная фантазия по произведениям Цветаевой и Ахмадулиной).
         - Собирать программу – дело непростое, потому что страна у нас огромная, сказал Олег Лоевский. –  Но вы не представляете, сколько театров работает в маленьких городах. Взять, например, Красноярский край, который по своему размаху равен четырем Франциям. Там и количество театров соответствующее. Зрители нашего фестиваля знают по прошлым годам театры из Шарыпово, Мотыгино и Лесосибирска… Названия этих населенных пунктов большинству россиян ни о чем не говорят. Где это Мотыгино? Что там? А между тем, несколько раз в неделю в маленьком городском театре загорается свет рампы…
           Или взять, например, Шарыпово – поселок на границе Красноярского края и Кемеровской области. Там теперь и вовсе два театра, потому что основной разделился наподобие МХАТу. Это все большая театральная жизнь, которая важна для нашей страны и Театр наций взял на себя нелегкий труд искать, помогать, отслеживать из года в год театральный процесс.

          По традиции, спектакль, победивший на фестивале, будет показан в Москве – на сцене Театра наций. Для коллектива из маленького города съездить на гастроли в Москву – все равно что слетать на Марс. Как ни странно, но уже в первые дни фестиваля эта мысль прямо или подспудно прозвучала из уст сразу нескольких руководителей театров.
          – Мы надеемся на объективность жюри, – сказала то ли в шутку, то ли с прямым намеком представительница одного из театров. – Потому что наш коллектив уже много где побывал, но в Москве мы еще не выступали.
          О том, кто победит, есть ли у жюри свои фавориты – спрашивали и журналисты на пресс-конференции.
          – У нас в России достаточно плохо развита институция номинантов, – ответил Олег Лоевский. – Ведь в любом конкурсе, на любом фестивале главное не победа. Избитая истина, но у нас почему-то о ней забывают. Хотя во всем мире, если актер был, например, номинантом на «Оскар», это пишется отдельно, и гонорар возрастает в три-четыре раза. Конечно, соревновательность подстегивает к победе, держит фестиваль в тонусе, но все-таки гораздо важнее, чтобы артисты и режиссеры из маленьких городов увидели друг друга, познакомились с творчеством коллег. Не говоря уже об участии в наших многочисленных мастер-классах…
             Так сложилось, что за много лет своего существования Фестиваль театров малых городов проходил в разных регионах страны. В прошлом году он проводился в подмосковной Коломне, и губернатор Московской области просил «не уезжать далеко», поскольку под Москвой еще множество небольших городов со своей богатой, интереснейшей культурой. Поэтому на сей раз была выбрана диаметрально противоложная точка – подмосковная Дубна, чья история тесно связана не только с ядерной физикой, Волгой, каналом имени Москвы, но и с театральной культурой. Здесь неоднократно бывал Высоцкий, здесь выступала «Таганка», а благодаря поддержке академиков Флерова и Капицы Юрий Петрович Любимов стал отцом-основателем своего легендарного театра, поскольку именно физики написали в правительство письма с просьбой пойти режиссеру навстречу.

В день открытия фестиваля под занавес пресс-конференции Евгений Миронов дало слово председателю жюри Игорю Костолевскому:
             – Хочу вам представить народного артиста СССР, – начал Евгений Витальевич и спохватился. – Вы ведь народный СССР?
             – Ну я же не Зельдин, – засмеялся Костолевский. – Всего лишь народный артист России. А если говорить серьезно, то дело, конечно, не званиях. Сколько раз мы убеждались, что у искусства нет провинции. Поэтому я с большой радостью согласился участвовать в фестивале. Когда ты ездишь в провинциальные города и видишь, в каких условиях порой работают артисты, то понимаешь, что труд их поистине самоотверженный, можно сказать героический. В столице любой режиссер способен прикрыть техническими средствами недостатки актерской игры. В провинции ты не прикроешь это ничем. И потому работа актера в этих условиях сценографического минимализма видна наиболее отчетливо. Не говоря уже о том, каких талантливых, всесторонне одаренных людей дала нам провинция. Вот и Евгений Миронов – человек из провинции, не сочтите за подхалимаж.
            Фестиваль продлится до 2 июня.