Но до широкого зрителя фильмы с его участием доходили редко.
Тишайший князь Мышкин сильно удивил артиста Миронова. Вернее, не сам князь, а то, что с нашими людьми случилось после того, как Миронов его сыграл в телевизионном сериале „Идиот”. Случилась всеобщая любовь и даже обожание. „Он же абсолютно положительный герой, — недоумевает вслух Женя. — Такой положительный, что дальше некуда. Обычно людям это скучно становится через пять минут, и они скорее на другой канал переключают, ищут там себе
Время терять Евгений Миронов не любит. Да у него и нет времени. Он трудится. Двадцать четыре часа в сутки без перерыва. Это он рассказал мне, когда я спросил, за что он свою профессию ненавидит. Ведь не бывает так, чтобы только любить. Тем более от любви один шаг известно куда. „За что люблю, за то же и ненавижу”, — признался Женя и все объяснил про свою трудовую вахту. Во сне, представьте, он тоже про роль думает. Фрейд не поверил бы, но я верю. Миронов, не просыпаясь, ищет новые ходы и нестандартные решения. Вождь и бог русского театра Константин Сергеевич Станиславский, сочинивший ученый труд „Работа актера над собой”, такой рабочий график из гроба явно одобряет. А Женя себя не очень одобряет. „Бывает, чувствую, что уже пустой, как барабан.
Правда, поначалу он и мне хотел отказать. „Давайте, — говорит, — отвечу
В человеческом разговоре Миронов мне не отказал — вот вы сейчас идете по следам этого разговора. А от ролей он все же иногда отказывается. Даже не иногда, а часто. Не только потому, что спрос на него превышает его возможности, но и по идейным мотивам. „Вот вы только что Иваном Бездомным в Мастере и Маргарите побрезговали, — проявляю я осведомленность. — Зачем?” — „Роль неинтересная. Сама по себе она хорошая, даже замечательная, но мне сейчас не интересна. После князя Мышкина мне надо было совсем в другую сторону двинуться. Я предложил сыграть Коровьева, режиссер на это не пошел, у него другое видение, и я не сильно расстроился. Значит, в этой истории для меня роли нет”. Хорошо актеру Миронову: может такими ролями, как Бездомный, бросаться. Другой бы вцепился зубами. А Миронов знает, что не последняя. Но говорит, что дело не в этом. Он не любит расхожих разговоров про „зависимую профессию”. Стоило мне об этом заикнуться, как Женя меня резко прервал: „Почему зависимая? Я очень серьезно отношусь к ней. Это мое главное дело, это мой, простите за громкие слова, путь. И я сам решаю, куда мне идти”.- „Но есть режиссерский замысел. Вам нужно в него войти”. — „Можно и не входить. Надо договориться. Режиссер должен меня убедить в своей правоте. Бывают режиссеры, которые твое представление разбивают в пух и прах. Мне повезло, я с ними встречался. И понимал, что я просто мелкий муравей”. — „Вы человек убеждаемый?” — „Я вменяемый”. Вменяемость позволяет ему понимать про себя важные вещи. Например, что профессия превращает его в эгоцентрика. Он думает о работе, а работа — это роли, а роли он из себя делает, из собственного материала. Вот и получается, что он постоянно думает о себе. „Это не значит, что я нарцисс. Я не любуюсь собой, я себя изучаю. Но сосредоточенность на себе — это неправильно”. Еще он заметил, что после Мышкина стал жестче. Во время съемок добыл из себя такие промышленные количества добра, что, вернувшись в реальность, ощутил потребность все компенсировать. Миронов говорит, что пустился тогда во все тяжкие. Я дипломатично не уточняю, что это были за тяжкие, а он мысль не развивает. Зато рассказывает поучительный случай. „Мне позвонил один приятель и рассказал, что поругался со своим другом. Тот сильно его обидел, предал. Оба, кстати, очень известные люди. И вот спустя год этот предавший человек ему звонит: мне нужна твоя помощь, давай съездим на кладбище, ограду поправить. В первую секунду, говорит приятель, я думал, что разорву трубку на части. Вот так, не извинившись Но в следующую секунду мелькает мысль: а как Мышкин поступил бы в такой ситуации? И он понимает, что Мышкин не только простил бы, а ринулся бы на эту встречу с цветами и шампанским”. „На кладбище?” — живо интересуюсь я. — „Ну это условно говоря. Мой товарищ так и сделал”. — „Вы бы тоже так — с цветами и шампанским?” — „Не знаю. Врать не буду. Не знаю”.