касса +7 (495) 629 37 39
сегодня
13:00 / Новое пространство
завтра
13:00 / Новое пространство
касса +7 (495) 629 37 39
Меню
Назад

Глеб Панфилов короновал народную артистку в Театре Наций

На «Аудиенцию» к британской королеве уже попали театралы Лондона и Нью-Йорка. Теперь ее удостоились и наши зрители. Пьесу Питера Моргана поставил на сцене Театра Наций Глеб Панфилов. Главную роль режиссер доверил супруге — народной артистке СССР Инне Чуриковой. Сын пары Иван Панфилов спродюсировал постановку. В спектакле нашлось место даже для собак семьи — корги Лесли и Сюзи сыграли питомцев королевы. Впрочем, семейственность — неотъемлемая составляющая монархии.

За 65 лет на посту премьер-министра Великобритании побывало множество политиков — от Уинстона Черчилля до Терезы Мэй. И каждый из них по заведенной традиции по вторникам приезжал в Букингемский дворец на аудиенцию к королеве. Главы парламента менялись, а ритуал и Елизавета оставались.

— Королеве 91 год, и она рекордсмен по длительности пребывания на троне, — говорит Глеб Панфилов. — Что это — анахронизм XXI века или чудо британского государственного и политического устройства? На этот непраздный вопрос дает ответ наш спектакль.

Сценограф Нина Кобиашвили воссоздала на сцене интерьер приемных покоев. Два кресла с золотистой обивкой, столик и бюро с фотографиями. Хрустальные люстры освещают приемную. Королева в красном костюме принимает Джона Мейджора (Анатолий Лобоцкий). Тот не похож на жесткого политика. Перед королевой скорее маленький мальчик, жалующийся на жизнь, прессу, коллег и целый ворох проблем.

Драматург выстроил действие не в хронологическом порядке. Премьер-министры появляются в жизни королевы в зависимости от ее воспоминаний, в которых так или иначе прослеживается «русский след» — вспоминает она и о Гагарине, Горбачеве, Сталине. Из 1958 года с премьером Гарольдом Макмилланом (Андрей Харитонов) Елизавета попадает в 1970-й к Гарольду Уилсону (Сергей Пинегин), а затем в 1986 на разговор с Маргарет Тэтчер (Вера Воронкова). И каждый раз Инна Чурикова с легкостью меняет не только костюмы, но и возраст, будто за кулисами выпивает эликсир молодости. Из убеленной сединами правительницы актриса за минуту прямо на сцене превращается в 26-летнюю девушку.

На роли премьер-министров Глеб Панфилов пригласил артистов, незаслуженно находящихся в тени. Андрей Харитонов, тот самый Артур Бертон из «Овода», в «Аудиенции» играет Энтони Идена и Гарольда Макмиллана.

Его герои трогательны, комичны и интеллигентны. А под возрастным гримом актера сразу и не узнать, только голос выдает. В образе Черчилля — Михаил Горевой. Актер, по комплекции мало схожий с прототипом, создает персонажа не только гримом, но еще и с помощью смокинга на пару размеров больше.

По сценографии и костюмам можно судить, что постановка не из дешевых. Как истинная королева, Инна Чурикова за спектакль меняет с десяток нарядов: от деловых, строгих костюмов до одежды с резиновыми сапогами для пикника. Но вершиной работы мастериц стало платье для коронации. Когда в финале первого акта Елизавета появляется в платье цвета экрю, расшитой каменьями, золотом, жемчугом, за спиной ее — фиолетовый бархатный шлейф, а на голове корона, зал встает и взрывается аплодисментами.

Художник по костюмам Виктория Севрюкова не пыталась сделать точные реплики нарядов из гардероба королевы. Но истина кроется в мелочах, поэтому в дамскую сумочку Елизаветы положили зеркальце, помаду, ручку и мятные пастилки, привезенные из Лондона. Ведь, как говорит Елизавета II в финале спектакля, самое главная особенность монарха — в том, что он обычный человек.