Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

С 23 по 30 июня Южно-Сахалинск принимает лучшие спектакли из обоймы главного театрального фестиваля России — "Золотая маска".
"Золотая маска" все больше сдвигается на восток России. Прежде, в 2008 и 2011 годах, в Дальневосточном федеральном округе "Золотая маска" познакомила хабаровчан с вершинами театрального искусства — спектаклями БДТ, театров Б.Эйфмана, П.Фоменко и др. Не меньшего веса и программа "Золотой маски", впервые высадившей десант в Южно-Сахалинске, где состоятся встречи с постановками Театра наций, Российского академического молодежного театра, Московского театра юного зрителя. Думается, что роль сыграли не только партнерство и активная заинтересованность регионального министерства культуры, но и достойные условия принимающей стороны. "У вас замечательный театр, далеко не в каждом городе России мы встречаемся с такими гостеприимными и хорошо оборудованными площадками", — подчеркнула на пресс-конференции, посвященной открытию программы, генеральный директор "Золотой маски" и по совместительству директор Театра наций Мария Ревякина.

"Театральная жизнь России чрезвычайна богата и разнообразна. Непросто сравнивать театральные работы, но так сложилось, что лауреатов выбирают. Но для нас, организаторов, самой важной является афиша "Золотой маски", — сказала М.Ревякина, — это некий срез, летопись театрального искусства, которая формирует понимание того, что происходит в театрах России, как меняется театральный язык, какие появляются новые имена среди режиссеров, сценографов, актеров. Кроме того, работает масса других проектов, например, внеконкурсная программа "Маска Плюс", которая объединяет полярные, спорные работы, достойные обсуждения, а также "Новая драма", "Лучшие спектакли в регионах России", которая идет уже 14 лет и др.".
Среди лучших работ "Золотой маски" особенно зрителей приглашают на спектакль по пьесе А.Володина "С любимыми не расставайтесь" Генриетты Яновской (МТЮЗ) — "спектакль-потрясение, изумительный, пронзительный, очень искренний, для любого возраста" (М.Ревякина). Не обделены вниманием дети — им адресованы "Бесстрашный барин" и "Как кот гулял, где ему вздумается". "Рассказы Шукшина" Алвиса Херманиса с участием Евгения Миронова, Чулпан Хаматовой представляет Театр наций. Помнится, что когда-то худрук Чехов-центра Никита Гриншпун выражал скепсис по поводу возможности показа на Сахалине своей работы по Чехову "Шведская спичка", с которой заявил о себе когда-то в театральном мире. И вот пожалуйста — 27, 28 июня. К слову, в ней занята и бывшая актриса Чехов-центра Мария Безлюдко.

"Золотую маску" ждут на Сахалине с нетерпением. Да и для артистов столичных театров воздух провинциальных театров столь же радостен, поскольку их ждет неизбалованный, искренний зритель. Артисты любят ездить, подтвердил знаменитый режиссер Кама Гинкас, особенная удача — "побывать за счет государства, за счет "Золотой маски" так далеко": "Все знают остров Сахалин, все знают Чехова, который имел неосторожность сюда приехать и пересчитать всех каторжан. Прошло больше ста лет, а Чехова читают и ставят  — в России, Японии, Австралии, Латинской Америке и т.д. Потому что приметы российского быта конца XXI века никого не интересуют и не смущают, смущают общие экзистенциальные проблемы, которые существуют у всех, даже, я думаю, у папуасов, — старение человека, что такое любовь, как существовать в этой жизни, как не пропасть…".

30 лет назад Кама Гинкас приезжал в качестве режиссера МТЮЗа на Сахалин отсматривать спектакли областного драматического театра имени А.П.Чехова. У него остались очень теплые воспоминания о поездке в Невельск и знакомстве с сивучами, об особенностях выращивания помидоров на Сахалине с помощью дедушки, внуков и стаканчиков. Но сегодня, по его признанию, он приехал в совсем другой город и театр. Маленький город, хмурый не только по погоде, но и по настроению, Южно-Сахалинск, "город пограничников" превратился в другой — "цивилизованный, красивый, чистый, зеленый". Особенно высоко он оценил реконструкцию Чехов-центра, первоначально подумав, что город попросту выстроил новое здание. "Не во всех городах есть такие просторные, светлые, благоустроенные театры, да и в Москве тоже, с чем я вас и поздравляю", — сказал Кама Гинкас.
Сахалинские театры никогда не участвовали в конкурсе "Золотой маски", но, может быть, со временем это произойдет, по крайней мере, пример театрального Хабаровска, четырежды отметившегося в "Золотой маске", дает основания для оптимизма. Правда, для этого необходимо пройти соответствующий фильтр: стержнем фестиваля "Золотая маска" является конкурсная программа, за прошлый сезон экспертный совет отсмотрел 767 спектаклей по всей стране, отобрал 66 спектаклей, из которых жюри выбрало лауреатов.

По поводу "Золотой маски" у мэтра своя точка зрения. Кама Гинкас сказал: "В искусстве сложилось как в спорте. В спорте один бежит лучше, другой — хуже. В искусстве это смешно — сравнивать Толстого с Чеховым, Бальзака с Диккенсом, Ахматову с Цветаевой, какой режиссер "бежит" лучше. Поэтому "Золотая маска" вещь условная. Но она нужна, как мне кажется, молодым. Им обязательно нужно через это пройти. Чтобы услышать: да, ты молодец, ты на правильном пути, ищешь себя или, может, уже нашел, дерзай дальше. Что касается работников театра, которым несколько больше лет, то для них приятно получить какие-то премии. Но на самом деле премии ничего не меняют в твоей жизни, потому что ты есть такой, какой ты есть. И ты не станешь лучше ставить спектакли, если получишь "Золотую маску", и не станешь ставить хуже, если не получишь ее. Да, она "куражит". Все мы живые люди, и все мы стараемся бежать быстрее, хотя в искусстве "бежать быстрее" ни о чем не говорит. Можно бежать медленно, и это как раз будет полезно".