касса +7 (495) 629 37 39
сегодня
20:00 / Малая сцена
завтра
20:00 / Малая сцена
касса +7 (495) 629 37 39
Меню
Назад

17 ноября фестиваль «Территория» (TERRITORIЯ) открылся уже второй для этого сезона Театра Наций премьерой. На этот раз на суд зрителей представили спектакль польского режиссера Гжегожа Яжины «Ивонна, принцесса Бургундская». Это первая постановка художественного руководителя театра «ТР Варшава» в России с нашими актерами.

В своих интервью Гжегож не раз говорил, что для его постановок нужны, в хорошем смысле этого слова, сумасшедшие артисты, готовые на риски и эксперименты вместе с ним. Чтобы удивить и зацепить зрителя, театральной работе необходимо выйти за рамки ожидаемого. Только тогда режиссерская мысль останется понятой. А мысль у Гжегожа непростая. Спектаклем «Ивонна, принцесса Бургундская» он хотел в очередной показать, по каким законам живет человечество.

Для воплощения идеи, по мнению критиков, польского гения были выбраны: Дарья Урсуляк (Ивонна), Михаил Тройник (Принц Филипп), Александр Феклистов (Король Игнатий), Агриппина Стеклова (Королева Маргарита), Сергей Епишев (Камергер), Мария Фомина (Иза), Кирилл Быркин (друг принца Кирилл), Егор Ковалев (друг принца Киприан), Михаил Попов (обыкновенный горожанин Иннокентий), Игорь Шаройко (слуга Валентин), Вера Баханкова (Иола), и Любовь Баханкова (Иоланта). В тандеме с Фелисом Росс – специалистом по световому оформлению (Израиль-США) – и Мартой Наврот (Польша) – специалистом по видео оформлению – артисты создали уникальный мир с «живыми» стенами, в котором разыграли на удивление актуальную в наше время историю. Историю о том, насколько важно общественное мнение, насколько развито чувство толпы, насколько жестоки законы системы.

Главная героиня пьесы «Ивонна, принцесса Бургундская», написанной польским классиком Виктольдом Гомбровичем еще в 1938 году, не такая, как все. Низенькая девушка с некоторой долей аутизма (на протяжении всего спектакля она произносит не больше 5 фраз), стриженная под мальчика, она и одета как пацаненок. Ивонна похожа на испуганного зверька, с которым можно делать все, что угодно, потому что он не даст отпор. Они и делают. Причем местоимение «они» здесь обобщающее, в него можно включить всех героев пьесы: Принц со своими друзьями проводит на Ивонной опыты (делает энцефалограмму мозга и тест Роршаха), Иза, Иола и Иоланта насмехаются над ней, Король и Королева желают убить, в чем Камергер готов им помочь. Даже, казалось бы, сторонние наблюдатели становятся причастными к расправе над Ивонной, так как не пытаются остановить это насилие.

«Чем уродливее невеста, тем благороднее поступок», -– таков ответ Королевы на решение ее сына Филиппа жениться на бедной Ивонне. Однако действительно ли благородство подтолкнуло Принца взять в жены дурнушку? Или же им движет желание подчинить ее себе, сделать одной из «них», приблизить ко двору, чтобы не терять из виду?

Инаковость пугает. От людей, которые выделяются из толпы, никогда не знаешь, чего ожидать. Поэтому такие люди, как правило, не приживаются. Они не часть системы. Они лишние.

Как раз эту идею, в первую очередь, и хотел донести до зрителей Гжегож Яжина. Уже глядя на программку спектакля, на которой крупным планом изображена неряшливая темнокожая девочка в разноцветной рамке, по расцветке напоминающей ЛГБТ флаг, можно понять, что спектакль «Ивонна, принцесса Бургундская» об «иных» людях. О людях других ценностей, другого воспитания, другой религии, другой национальности, другого цвета кожи… Есть в спектакле и еще одна идея: любая система уничтожает то, что ей не подчиняется. Именно поэтому и погибает Ивонна.

Девушка будто случайно давится рыбной костью на праздничном ужине в честь ее же собственной помолвки. Так глупо с одной стороны и так продуманно с другой. В мире, где господствует система, главное – соблюдать приличия. Королевский двор и, соответственно, горожане не знают о тайных фантазиях Королевы, не догадываются о бурной молодости Короля и Камергера, не понимают истинной причины женитьбы Филиппа на Ивонне, и живут спокойно. Никто ничего не выставляет на показ. Непослушание «дикой» девушки производит во дворце фурор. Король и Королева не довольны демонстративным отказом Ивонны соблюдать правила. Поэтому «они» и считают необходимым вывести странную дурнушку из игры.

Ивонне гораздо комфортнее с музыкальным инструментом терменвоксом (электронный инструмент, который создает звук с помощью электронного поля), а не с людьми. Этот инструмент появляется во втором действии спектакля, словно показывая, что такая Ивонна в мире не одна. Терменвокс требует абсолютного слуха и, как и героиня, особого подхода. Играя на этом инструменте, звук которого сливается с голосом девушки, Ивонна словно находит с ним тот общий язык, который не может найти с обществом. А жаль.

Около 20 лет назад Гжегож Яжина уже ставил «Ивонну, принцессу Бургундскую» в Польше. Но сегодня, перечитав пьесу, решил убрать из постановки любовь и добавить смыслов. Дабы дать зрителю поразмыслить не только над человечеством в общем, но и над его собственной жизнью, режиссер дополнил свой спектакль интерактивными сценами. То и дело на сцене выключается свет и постановку прерывает женский голос. На чистом английском языке (голос рассказчика – Эмма Даллоу, Великобритания; текст рассказчика – Щепан Орловски, Польша) звучали риторические вопросы о самоцензуре, о чувстве толпы, об общественном мнении. Неужели действительно прав всегда самый сильный? А может, прав тот, на чьей стороне большинство, даже если он утверждает, что самый длинный отрезок из трех тот, который на самом деле самый короткий?!

Как точно описал Гомбрович в своей пьесе человеческие инстинкты и как четко их передал на сцене Яжина! Философские мысли о внутренней свободе, о природе власти, о страхе выйти из зоны комфорта, звучащие в тандеме с видео-световым оформлением в стиле фильма «Матрица», не только доходят до зрителя, но и остаются у него в голове. Теперь задача номер один – осмыслить то, что происходило на сцене, по пути домой.