Радикальное, авангардное, шокирующее и самое современное европейское искусство, — привозят на фестиваль „Территория”. Фестиваль пройдет во второй раз под лозунгом „Искусство сейчас”. Новаторы в области театра, музыки и современного танца не только покажут свои спектакли, но и проведут
мастер-классы для студентов театральных вузов.
В студии программы „Новости культуры” — один из организаторов фестиваля „Территория”, театральный критик Роман Должанский.
— В чем принципиальное отличие „Территории” от других смотров современного искусства?
— Фестиваль „Территория” не признает границ между различными жанрами искусства. У нас всё со всем смешано: нет просто театра, просто танца, просто концертов, даже просто лекций нет — они будут театрализованы, как и мастер-классы, обсуждения. Если это спектакль, то отчасти он похож на художественную инсталляцию, то есть на произведение современного искусства, если это спектакль современного танца, то он с элементами видео. Есть спектакль Алана Плателя, которым закроется фестиваль. В его VSPRS — так там смесь и пантомимы, и танца, и видео, и цирка даже. То есть это — всё во всем, и всё во всем отражается и везде можно найти какие-то сквозные темы, которыми живет современное искусство, а не расходиться по каким-то отдельным жанровым квартирам, как у нас многие привыкли.
— „Территория” это еще и фестиваль-школа. Кто там будет учится и чему?
— Нам кажется, что будут учиться все и простые зрители, которые придут на фестиваль, в том числе. Но в основном главным для нас зрителем будут студенты театральных вузов из России. Приезжает 150 человек из 6 городов: Санкт-Петербург, Ярославль, Нижний Новгород, Саратов, Екатеринбург и Новосибирск. Они приедут в Москву, чтобы увидеть то, что они никогда не увидят, наверное, в своих городах, к сожалению, и не только посмотреть спектакли, музыкальные вечера, танцевальные проекты, но и поучиться днём. Потому что очень большая программа мастер-классов, которые проведут известные режиссёры — от провокатора Андрея Жолдака, до известного мастера традиционной школы Деклана Доннеллана. Это лекции о кино, мастер-классы хореографов, то есть очень напряженная ежедневная программа учебы, это учеба для всех.
— На фестивале ожидается несколько премьер. Расскажите о самых интересных?
— Мы решили, что надо не только привозить покупать спектакли, которые один-два раза будут показаны, а потом уедут, но и заниматься собственной продукцией. Вот один из таких проектов — это современный балет на музыку Леонида Десятникова, называется „Вываливающиеся старухи”. Навеян он произведениями обэриутов, будет его ставить Алексей Ратманский, чему мы очень рады, поскольку Ратманский в этом году в Большом театре премьер не выпускает, у него сейчас только две работы: одна в Парижской опере, а другая на фестивале „Территория”.