Спектакли про секс и ксенофобию, семейные конфликты на языке ДНК и татарская классика на вымирающих языках
Весна, кажется, лучшее время, чтобы ходить в российский театр. Каждую осень в Москве случается фестивальный припадок — и все идут смотреть иностранцев. Весной же дозревают местные художники, а «Золотая маска» выкатывает гигантскую программу из регионов — в ней, если покопаться, всегда есть уникальные вещи. Театральный критик Ольга Тараканова составила подборку достойных внимания спектаклей о том, как жить в России: тут и дискотека под советские песни, и документальные истории про сексуальность, и разговор о расизме.
«Покорность»
«Покорность» Мишеля Уэльбека, с одной стороны, мощно разгоняет политическое воображение: события романа происходят во Франции 2022 года, где благодаря поддержке социалистов кандидат-мусульманин выиграл президентские выборы у представителя правого фронта. С другой — автор все-таки исламофоб, чего не скрывает, и поэтому относиться к дистопическим картинам нужно с долей скепсиса.
Что интересно, в Театре наций «Покорность» ставит Талгат Баталов, татарин родом из Ташкента, который параллельно репетирует в ЦИМе «Алдара» Олжаса Жанайдарова — про дискриминацию мигрантов из Средней Азии в России, и играть в спектакле будут только актеры с опытом миграции. Но про «Покорность» Баталов говорит следующее: «Мы все можем встать перед выбором какого-нибудь повального крещения, принятия мусульманства или чего угодно другого: конфессия неважна. Главное, если ты не с нами, значит, ты против нас. Какая религия в данный момент приходит к власти — не суть важно, а важно то, что все прежние ценности будут нивелированы». Это не обещает какого-то внимательного и уважительного исследования межкультурных взаимодействий, но все-таки — вдруг?