Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

"Шведская спичка" - обнадеживающий свет в конце темного туннеля, которым в последнее время выглядит московский театр. Среди пустяковых антреприз и серых однотипных премьер она вспыхнула ярко и весело, так что скучающие критики и зрители разом заулыбались: есть еще порох в театральных пороховницах, и есть актеры, которые умеют радовать и удивлять.

Об игре "кудряшовцев" - выпускников Мастерской Олега Кудряшова - хочется писать с восклицательными знаками. Актерам едва ли по двадцать лет, но честное пионерское, они легко переиграют многих матерых звезд. Преимуществ у них - масса: и сумасшедшая энергетика, и невероятное, еще не заштампованное воображение, и отсутствие страха перед экспериментами, а также гибкость, певучесть, музыкальность, пластичность - все, что положено иметь "универсальным" актерам. Кажется, для "кудряшовцев" в принципе нет невыполнимых задач. Хотите - пройдутся на ушах, хотите - устроят сеанс "косоглазия", еще могут сыграть на аккордеоне, на трубе и спеть все, что угодно и в любой тональности...

За сюжетом "Шведской спички" следить совершенно необязательно. Тут, вообще, не важно, что играют актеры, главное - как. Слаженно, задорно, по-мальчишески дерзко, так, что заслушаешься и залюбуешься. Сцены запоминаются как номера из лучших выпусков КВН. Вот идет допрос пьяного свидетеля Николашки - он качается и застывает в невероятных позах (чуть не на голове), а вместе с ним - под тем же углом к сцене - накреняется стол и все остальные персонажи. А вот церковный хор вдруг превращается в лошадей, на которых скачут следователи Чубиков и Дюковский. "Животные" синхронно раскачивают бедрами, а ездоки сосредоточенно подскакивают в такт. А потом свет внезапно гаснет и мы видим типичную сцену допросов из гангстерских фильмов: раскачивается тусклая лампа, обвинители курят, допрашиваемый напуган. В темноте можно разглядеть комичные фигуры глумящихся товарищей.

Декорации у "Спички" - яркие и праздничные. Кулисы и задник - от пола до потолка - разрисованы картинками "на тему": здесь и труп, который ищет Чубиков, и кающиеся мужики-преступники, и интерьеры квартиры, где пройдет обыск. А мебели на сцене почти нет, так что кудряшовцам есть, где заняться акробатикой, пением и заразительными актерскими безобразиями.

Каждый образ остроумен, приятен и хорошо продуман. Один режиссер - Никита Гриншпун - вряд ли мог сам все это придумать. Очевидно, что "Спичка" - коллективная хохма, и родилась она из актерских этюдов, которые "кудряшовцы" явно делали со смехом и себе в удовольствие. Отметить кого-то одного было бы несправедливо. Здесь каждый актер обаятелен, удивителен и бесценен. Но запомнятся те, кого мы уже видели: звезда спектаклей "Снегири" и "Федра. Золотой колосс" (где играл в дуэте с Марией Мироновой) - Евгений Ткачук, достопамятный по "Снегирям" пышноволосый Роман Шаляпин и вездесущий Павел Акимкин, который только что сыграл главную роль в саудраме Владимира Панкова "Вечера. Часть I".

Удовольствие от "Шведской спички" не поддается описаниям. Во время просмотра вам гарантирован щенячий восторг и детская улыбка, а после - навязчивое желание посмотреть все спектакли "кудряшей". И пожалуй, стоит поторопиться: пока "бездомные" студийцы не разбежались по сериалам, а играют в в Театре наций под покровительством худрука Евгения Миронова.