"Таня-Таня", "Иванов" и другие лидеры Фестиваля театров малых городов России
На прошлой неделе закончился Фестиваль театров малых городов России. Фестиваль, проводимый Театром наций при поддержке правительства Московской области, часто меняет прописку: Лысьва, Балаково, Пятигорск, Коломна. Нынешний, 13-й по счету смотр прошел в Дубне. Спектакли в городе физиков смотрела АЛЛА ШЕНДЕРОВА.
Малых городов, таких, где не более 50 тыс. человек, в России около 780. "В таких даже церковь не всегда есть,— обмолвился как-то арт-директор фестиваля Олег Лоевский,— а театр есть, без театра нельзя". Какими усилиями выживают эти театры — тема отдельная. Удивительно другое: 14 спектаклей, отобранных для нынешнего фестиваля из театров Свердловской, Калининградской, Иркутской областей, Пермского края, Удмуртии, Татарстана и Подмосковья, можно оценивать по столичным меркам.
По заведенному правилу два лучших покажут в будущем сезоне в Москве, в Театре наций. Гран-при за спектакль большой формы получил новокузнецкий "Иванов" в постановке Петра Шерешевского, который этой весной уже играли в Москве, в рамках "Маски плюс" — одной из программ "Золотой маски".
В "Иванове" лишними, выламывающимися из своего времени становятся все — не только Иванов (отличная работа Андрея Ковзеля), но и его неумолимый судья, его второе "я" — не расстающийся с сиплым аккордеоном доктор Львов (Александр Шрейтер). Здесь две женщины Иванова, Сара и Саша, так похожи, что в финале одна становится зеркальным отражением другой. Здесь песня Курта Кобейна легко сменяется безнадежным, хриплым русским распевом, а на заднике то и дело высвечивается число пи — со шлейфом бесконечных цифр. Таких же ненужных, как жизнь героев Чехова, попавших в безвременье, которое в России никак не кончается.
Герои спектакля "Таня-Таня" (новокуйбышевский театр-студия "Грань"), получившего гран-при за малую форму, тоже пребывают в безвременье. Точнее, в том состоянии, когда часов не наблюдают. Почти 20 лет назад драматург Оля Мухина написала текст, давший начало всей новой драме,— по-юношески выспренний, полный чеховскими ассоциациями и пятью пудами любви. "У Охлобыстина большой дом в Бибирево, большой сад в Бибирево, большие яблони...": Охлобыстин ухаживает за Зиной, но любит Таню, Таня любит товарища Иванова, а Иванов взял да и соблазнил еще одну Таню, совсем юную.
Денису Бокурадзе, режиссеру спектакля и руководителю театра, где всего-то шесть актеров (седьмую роль играет он сам), удалось не только дать пьесе новое дыхание, но создать продуманный до мелочей мир, вернее, мирок, сотканный из прихотливых фраз и очень смешных ритуалов. Здесь танцуют под старые пластинки, пьют по утрам шампанское, бьют от ревности стекла, телефонную трубку вешают на вешалку в прихожей, свет включают щелчком пальцев, а декорации, свет, музыка, игра актеров — все кажется единым целым. "Таня-Таня" стала абсолютным лидером по числу призов, получив помимо гран-при два спецприза от председателя жюри Игоря Костолевского: Юрию Дроздову — за звуковую партитуру и Юлии Бакурадзе — за роль старшей Тани. А еще спецприз от губернатора Московской области — Даниилу Богомолову за роль Охлобыстина.
Приз за лучшую женскую роль получила Светлана Попова, сыгравшая в спектакле "Это все она". Надрывный этюд Андрея Иванова о взаимном непонимании сына и матери в Прокопьевской драме поставил молодой Семен Серзин. Обладателем приза за мужскую роль стал Кирилл Имеров, сыгравший главного героя в спектакле "Спасти камер-юнкера Пушкина", который сделан другим молодым режиссером — Артемом Терехиным в Лысьвенском театре драмы. Смешной театральный комикс Терехина, в котором сам Пушкин нашептывает героям на уроке хулиганскую пародию на своего "Онегина", получил приз главы города Дубны.
Примечательно, что оба театра — прокопьевский и лысьвенский — номинировались недавно на "Золотую маску", а Прокопьевск даже получил приз критики (за спектакль Марата Гацалова "Экспонаты"). Так что Светлану Попову и Кирилла Имерова Москва уже знает и ценит: в их случае речь идет о тонком мастерстве, даже с заявкой на виртуозность. В раннем мастерстве, храбрости и юморе не откажешь и Александре Незлученко, сыгравшей маленького несчастного китайца в спектакле Андреаса Мерц-Райкова по блестящей сатире Роланда Шиммельпфеннига "Золотой дракон" (Серовский театр драмы),— она получила спецприз жюри "Надежда".
Можно было бы сказать, что все удачи фестиваля, кроме спектакля "Иванов", связаны с современной драматургией. Но будем объективны. Современный театр не признает не только жанровых, но и временных рамок, так что классика чувствует себя в нем так же комфортно, как и новая драма.
Еще один приз от главы Дубны с формулировкой "За создание уникального художественного мира" получил режиссер Юрий Мельницкий за спектакль елецкого театра "Бенефис" "За чем пойдешь, то и найдешь" ("Женитьба Бальзаминова"). Жаль, по правилам фестиваля в Москву привезут только два спектакля, так что этого мира московские зрители не увидят.