Интригующая премьера в Театре наций
Вот уже триста лет эта изысканная и остроумная комедия эпохи французского Просвещения шествует по миру. «Триумф любви» — одно из самых известных произведений французского драматурга Пьера Карле де Мариво, которому мировой театр обязан переходом от итальянской комедии масок к более литературному и современному сценическому языку. В столичном Театре наций эту «чисто французскую» комедию ставит болгарский режиссер Галин Стоев, известный своими постановками во Франции, в том числе и в легендарной «Комедии Франсез», где в 1730-х годах состоялось первое представление «Триумфа любви». На московской сцене премьера состоит уже в четверг.
— В профессиональном плане это очень интересный для меня проект, — рассказывает Галин Стоев, который впервые работает на российской сцене. — С одной стороны, текст «Триумфа любви» содержит «интеллектуальную игру» и легкость французского духа, который исходит из Просвещения. А это момент, когда человек решил, что может объяснить все: мироздание, вселенную, Бога… С другой стороны, мы имеем дело с русским актером и его чувствительностью, которая несет метафизическую тайну необъяснимого, где очень многое основывается на чувстве. Там меньше логики, а больше эмоций.
Эмоций в «Триумфе любви» хоть отбавляй. Интриги, лицедейство, обман — с помощью этих классических спутников комедийного жанра перед зрителем раскрываются психологические портреты героев. И в первую очередь, конечно, главной героини — царицы Старты Леониды, роль которой исполняет Клавдия Коршунова. Леонида, которая пришла к власти незаконным путем, решает восстановиться справедливость и вернуть престол истинному наследнику Агису (Рустам Ахмадеев), пропавшему десять лет назад. Выяснив, что он живет у мудреца-философа Гермократа, воспитавшего юношу в ненависти к Леониде, она решается проникнуть к нему в дом тайно. Для этого она переодевается в мужское платье. А дальше начинается самое интересное — Леонида влюбляет в себя всех, включая Гермократа и его сестру… Не сложно догадаться, что после всех козней и интриг обман все-таки раскроется и Леонида во всем признается Агису. Но болгарского режиссера больше волнует не то, что лежит на поверхности, а то, что скрыто за уморительными комедийными диалогами и ситуациями. Это эмоции героев, точнее, трансформация их чувств.
— По сути, мы ничего не знаем о том, что происходит с человеком, с которым затевают эксперимент в чисто эмоциональном плане: какие разрушения начинаются, какие процессы эрозии происходят, где появляется надежда, где она умирает, где неожиданно происходит такой сдвиг, что вдруг открывается лавина страсти или разверзается пропасть, — считает Галин Стоев.
Болгарский режиссер уверен, что современный театр не может существовать в традиционных канонах. Потому в его комедийной постановке так важна психология героев, эмоциональный подтекст действа.