Top.Mail.Ru
Сегодня
19:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Сегодня
19:00 / Основная сцена
Касса  +7 (495) 629 37 39
20 ноября в Казани в рамках VI международного мультикультурного фестиваля „Territoriя” состоялся показ одного из самых известных спектаклей московского Театра наций „Шукшинские рассказы” (режиссер-постановщик — Алвис Херманис).

„В нём чувствовалась порода”

Учредителями „Territoriя” являются актер Евгений Миронов, режиссер Кирилл Серебренников, театральный критик Роман Должанский и театровед Андрей Ураев. В качестве соорганизаторов мероприятия в этом году выступили Министерство культуры РТ и АНО'Исполнительная дирекция „Казань 2013”. Программу фестиваля составляют новые, оригинальные, экспериментальные произведения современного сценического искусства и смежных с ним жанров.

Перейдем к „Шукшинским рассказам”. Спектакль основан на лучших рассказах Василия Макаровича. Мой двоюродный дедушка Роберт Фархиев, генерал МВД в отставке, переехавший в Москву в конце 60-х годов, вспоминает, что слава Василия Шукшина в СССР была непревзойденной:

— В то время наши дочери учились в одном классе, и мы иногда общались, когда забирали детей из школы. С Шукшиным просто невозможно было идти по улице. Каждую секунду к нему подходили незнакомые люди: кто-то приглашал выпить, кто-то хотел получить автограф, кто-то обращался за помощью. Я ему искренне сочувствовал тогда. У него был непростой период. Ссоры с женой, запои, творческие поиски и так далее. Но он всегда держался достойно. В нем чувствовалась порода. К сожалению, в наши дни творчество Шукшина уже не пользуется такой популярностью среди читателей. Как и произведения Горького, Леонова, Распутина, Каверина и многих других советских классиков его книги пылятся на стеллажах книжных магазинов и крайне редко переиздаются.

Тем более приятно, что именно спектакль по мотивам шукшинских рассказов удостоен высших театральных наград и почти три года с аншлагами идет в Театре наций. Не стала исключением и презентация спектакля в Камаловском театре. Несмотря на высокую стоимость билетов (от 1000 до 6000 рублей), в зале не было свободных мест. Многие зрители (в основном, учащиеся Казанского театрального училища) вынуждены были стоя смотреть выступление любимых артистов. Публика благодарно аплодировала каждому номеру, радуясь возможности увидеть блистательную игру Чулпан Хаматовой, Евгения Миронова и других актеров.

Умом Россию не понять…

До премьеры спектакля труппа в полном составе, как когда-то актеры Станиславского, готовясь к постановке пьесы Толстого „Власть тьмы”, ездила на родину Василия Макаровича, в село Сростки на Алтае, чтобы прочувствовать и понять героев его рассказов. Там же фотограф Моника Пормале сделала фотографии земляков писателя, их деревенского быта, которые теперь составляют красочный задник сцены и создают в зале нужную атмосферу.

По словам режиссера Алвиса Херманиса, он не ставил перед актерами задачу перевоплощаться в крестьян из советской деревни 70-х годов. Его основной целью было рассказать зрителям простые и трогательные человеческие истории, полностью сохранив при этом авторский текст.

Чулпан Хаматова и Евгений Миронов — два главных протагониста „Шукшинских рассказов”. Алвис Херманис, пользуясь приемом трансформации, преображает актеров до неузнаваемости. Вот Миронов в роли слепого баяниста жалобно поет „блатные песни” для местных жителей (рассказ „Степка”), а через несколько минут уже примеряет маску деревенского демагога с огромным животом („Срезал”). Вот Хаматова демонстрирует чудеса пластики, олицетворяя неповторимую природу Алтая („Братья”) или в образе затюканной домохозяйки примеряет новые сапоги („Обновки”). Впрочем, не только Миронов и Хаматова, но и вся труппа работает виртуозно, рисуя персонажей острыми отточенными штрихами. Особенно понравилась игра Юлии Пересильд („Степка”).

Также порадовало музыкальное оформление спектакля — режиссер бережно собрал редкий народный фольклор и украсил им возникающие перерывы.

Из рассказов запомнился „Степка”, в котором главный герой (Миронов) за два месяца до освобождения бежит из лагеря в родную деревню. Все гуляют, танцуют, поют частушки, и лишь немая сестра Степки (Хаматова), предчувствуя беду, тревожится за брата. Уже скоро беглеца задерживает местный участковый. Он недоумевает, почему Степе нужно было сбегать из лагеря, зная, что „сидеть оставалось всего ничего”, а теперь еще как минимум два года добавят. „Соскучился я по дому, — честно заявляет герой, — каждую ночь он мне снился. А так можно и еще посидеть”. Живое олицетворение знаменитого афоризма Тютчева „Умом Россию не понять”.

Ссылка на источник