Е. МИРОНОВ — Здравствуйте!
К. ЛАРИНА — Евгений Миронов здесь пришел для того, чтобы поговорить о том, что происходит сегодня в его жизни творческой, поговорить о том, что какие проекты сегодня занимают его душу, сердце и вообще все. И естественно, ответить на ваши вопросы. Мы разделим нашу встречу на несколько частей. Мы должны сегодня успеть — просто я план изложу всем — поговорить про „Территорию”, раз, поговорить про творческую жизнь театра Наций, два. Ну, естественно, рубрика разная должна присутствовать, потому что огромное количество вопросов пришло к Жене от его почитателей, и не секрет, что Евгения Миронова любят — я думаю, что он тоже в курсе. Вы знаете, что Вас любят?
Е. МИРОНОВ — Догадываюсь.
К. ЛАРИНА — Да. Вас любят. Ну а первая часть у нас будет не о Вас. Сегодня, так получилось, что сегодня, 5 октября, юбилей у замечательной артистки, Инны Михайловны Чуриковой. Именно сегодня она отмечает дату, которую стоит отметить. И мне кажется, было бы правильно, если бы мы наш разговор начали с этого события.
Е. МИРОНОВ — Вы знаете, получилось так, что два дня назад я, спутав, как всегда, все числа, позвонил Инне Михайловне и говорю: „Инна Михайловна, какое счастье, что я успел, — это было без
К. ЛАРИНА — Да, да, да, „Без вины виноватые”.
Е. МИРОНОВ — „Без вины виноватые”. Мне будет очень интересно самому посмотреть, потому что я
К. ЛАРИНА — Очень смешной был эпизод — я тут смотрела фильм документальный,
Е. МИРОНОВ — Да.
К. ЛАРИНА — в Москву на спектакль. Ну а впервые Вы с ней встретились, вот, как с партнером — это было в кино?
Е. МИРОНОВ — Да.
К. ЛАРИНА — Вот на „Идиоте”, да?
Е. МИРОНОВ — Да.
К. ЛАРИНА — Это была первая Ваша совместная работа? И единственная?
Е. МИРОНОВ — Да, единственная.
К. ЛАРИНА — Ну и как?
Е. МИРОНОВ — Ой, Вы знаете, очень легко. Легко, потому что ну,
К. ЛАРИНА — А Вам
Е. МИРОНОВ — Нет, писали.
(смеются)
К. ЛАРИНА — Я, кстати, помню, здесь, в этой студии,
Е. МИРОНОВ — С Михаилом Александровичем Ульяновым.
К. ЛАРИНА — Да, с Ульяновым, с Купченко и
Е. МИРОНОВ — Со Збруевым.
К. ЛАРИНА — Да, и Збруевым. И Ирина Купченко была здесь, в этой студии, и мы с ней разговаривали она рассказывала нам, как проходят репетиции — это было еще до премьеры — и рассказывала про Вас, и потом вдруг остановилась и говорит: „Вы знаете, мне иногда так кажется, что он гений”. И мы прямо так замолчали, была такая, повисшая такая пауза, и я вдруг подумала: Боже мой, это что же нужно такое, вот, потом сделать, после того, как ты услышишь о себе такие слова? Что нужно дальше делать?
Е. МИРОНОВ — Забыть тут же эти слова, и делать то, что ты делал до этого.
К. ЛАРИНА — Делает много Евгений Миронов, и Вы заметили, что вернее, не заметили этого перехода от Жени Миронова к Евгению Витальевичу. Вот для Вас он прошел заметно?
Е. МИРОНОВ — Ну вот сейчас резануло меня, когда Вы меня представили.
К. ЛАРИНА — Да? Евгений А я просто слышу, как к Вам обращаются „Евгений Витальевич”.
Е. МИРОНОВ — Да, да, да. Ну,
К. ЛАРИНА — Ну, Евгений Витальевич
Е. МИРОНОВ — Ой, я это чувствую
К. ЛАРИНА — Жесткий, диктатор, руководитель? Вызывает на ковер, отчитывает, выгоняет?
Е. МИРОНОВ — Да Вы знаете, если бы все было так вот, как я и представлял, как Вы сейчас сказали, я бы, наверное, этим не занимался, потому что
К. ЛАРИНА — Театра Наций.
Е. МИРОНОВ — здания. И тогда идея наша нового международного театрального центра и своей труппы, не имеющих аналогов в России — самая большая открытая площадка России Т. е. она будет, как бы может быть осуществлена, мне стало легче: я понял, что я вот это все в себе мучаю ради
К. ЛАРИНА — Ну, вообще, вот такие вот талант администратора, он
Е. МИРОНОВ — Нет, никогда, конечно.
К. ЛАРИНА — А вот деньги считать, следить, чтобы не украли — это же тоже нужно уметь делать.
Е. МИРОНОВ — Да.
К. ЛАРИНА — И как?
Е. МИРОНОВ — Ну как я учусь.
К. ЛАРИНА — Что Вы говорите, „поклянись, что ты не украдешь, землю ешь”? Или что?
Е. МИРОНОВ — Нет, к сожалению
К. ЛАРИНА — Вы имеете в виду Венецию?
Е. МИРОНОВ — Нет.
К. ЛАРИНА — А что это?
Е. МИРОНОВ — Это
К. ЛАРИНА — (смеется).
Е. МИРОНОВ — И такая у меня мечта каждое утро. Перед совещанием по строительству. (смеются)
К. ЛАРИНА — Боже мой! Ну, давайте так. Давайте мы про „Территорию” теперь поговорим немножечко, потому что это тоже важно, сейчас фестиваль в самом разгаре, это тоже детище в том числе и Евгения Миронова, скажу я нашим слушателям, это фестиваль современного искусства. Который по счету у нас идет?
Е. МИРОНОВ — Третий.
К. ЛАРИНА — Третий, да? Который затеяла, вот, команда единомышленников и, я бы так сказала, поколенческая команда, поскольку там все
Е. МИРОНОВ — Чулпан Хаматова.
К. ЛАРИНА — Чулпан Хаматова, Роман Должанский, Теодор Курентзис — т.е. это, вот
Е. МИРОНОВ — Маша Миронова.
К. ЛАРИНА — Маша Миронова. Там самое главное, чтобы наши слушатели понимали, потому что
Е. МИРОНОВ — Да.
К. ЛАРИНА — Это такая вот элитная история. Наверное, это правильно. Тут, кстати, был очень интересный вопрос — я просто с него прямо и начну — по поводу „Территории”. Что согласились бы Вы, Евгений Миронов, принять участие в тех проектах, которые Вы представляете на „Территории”? Т. е. вопрос с подвохом, что называется, да?
Е. МИРОНОВ — Очень хороший вопрос. Вы знаете, почти ни в чем бы не согласился. Мне это интересно чисто как, вот, для познания, для расширения своего кругозора. Ни у Кастелуччи, ни у ну, Надж — понятно, он хореограф, там это, как Вам сказать это интересно для того, чтобы это можно было совместить, наверное, с нашей
К. ЛАРИНА — Сейчас такая сфера досуга.
Е. МИРОНОВ — Да. Это было
К. ЛАРИНА — А кто приходит в основном, какая публика ходит на „Территорию”? Студенты?
Е. МИРОНОВ — Вы знаете, за три года
К. ЛАРИНА — Из других городов?
Е. МИРОНОВ — Ну, из театральных училищ — из Ярославля, из Нижнего Новгорода
К. ЛАРИНА — Молодцы.
Е. МИРОНОВ — Новосибирска, Иркутска В этом году мы сделали чуть иначе: мы не просто, знаете, насильно курс пригоняется сюда, а сделали анкетирование. Т. е. тот, кто на самом деле, кому это нужно. Поэтому иногда курс, иногда часть курса. Т. е. получилось так, что география расширилась — и не только, там, из разных городов, из
К. ЛАРИНА — (смеется)
Е. МИРОНОВ — То я думал, они меня сейчас удушат, при выходе забьют кошелками, потому что, ну сейчас стали уже ходить зрители, которые понимают.
К. ЛАРИНА — На что они идут.
Е. МИРОНОВ — На что они идут.
К. ЛАРИНА — Да. Это Евгений Миронов, мы сейчас слушаем новости, потом продолжим наш разговор. Я надеюсь, что мы успеем несколько звонков принять.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА — Напомню, что сегодня в гостях у нас в прямом эфире Евгений Миронов, мы пока говорим о фестивале „Территория”, хотя Женя занимается массой различных проектов — я не очень даже понимаю, как Вас на все хватает, и еще при этом на сцену выходить и
Е. МИРОНОВ — Опасения?
К. ЛАРИНА — Да.
Е. МИРОНОВ — Да пока я
К. ЛАРИНА — Да.
Е. МИРОНОВ — Мне было интересно, насколько это мешает вообще, что делается, вообще, с артистом после того, как он становится руководителем. И, как бы, в один голос слышал ответ: „Нет, только лучше, только лучше!” Но
К. ЛАРИНА — Надо, чтобы рядом был человек — неважно, там, друг, не знаю, мама, брат, сестра — который скажет тебе в одну прекрасную минуту: „Женя! Я заметила, началось”. Чтобы
Е. МИРОНОВ — Безусловно.
К. ЛАРИНА — Никогда в жизни.
Е. МИРОНОВ — Безусловно.
К. ЛАРИНА — А если напишут про это, то не поверит. Не поверит. Мы таких историй тоже знаем массу.
Е. МИРОНОВ — Безусловно.
К. ЛАРИНА — Хотя Бог его знает.
Е. МИРОНОВ — Нет, ни мама, ни подруга не поможет. Я могу сказать.
К. ЛАРИНА — Нет?
Е. МИРОНОВ — Нет. Тут и сам себе не поможешь, к сожалению. Тут это большая редкость, когда есть
К. ЛАРИНА — Самое ценное.
Е. МИРОНОВ — Да.
К. ЛАРИНА — Давайте про
Е. МИРОНОВ — Да.
К. ЛАРИНА — Как ребята молодые, которые тоже сегодня для них не знаю, мне кажется, вот,
Е. МИРОНОВ — Значит, я рассказываю, что Херманис сразу нам сказал: „Никаких сапог, лаптей, платков — ничего этого не будет”. Что он к этой работе относится так: что мы современные люди, сегодня, вот, должны рассказать про тех людей или стать теми людьми, или посмотреть на тех людей, которые, вот Или пережить то, что переживали те люди. Т. е. такое некое отстранение, с одной стороны, оно очень помогает, знаете, как — не вляпать в штамп опять этот (изображает „деревенский говор”): „Нехорошо, не это” как вот эти все по деревням, это и это
К. ЛАРИНА — А чья это была инициатива?
Е. МИРОНОВ —
К. ЛАРИНА — Т. е. на родину Шукшина.
Е. МИРОНОВ — На родину Шукшина. И мы неделю там жили. Я Вам передать не могу ощущения, потому что нас встречали там как (смеется) Вот родных людей так встречают. Я помню, так меня встречали в Татищево Саратовской области. Когда как родных. И мы устали очень, потому что мы общались и с там потрясающий музей, который чтит все, вот, каждый волосок, что там упало, там, все они сохраняют Мало того, он очень живой, там же у них чтения эти идут — это все живое, на самом деле.
К. ЛАРИНА — Т. е. вы там специально еще снимали?
Е. МИРОНОВ — Там приехал там был специальный фотограф, который будет это будет часть декораций. Таким образом нам не то что врать нельзя будет — прикидываться, знаете, под этих людей. А вот уже ничего там совесть не позволит, потому что мы мы с ними
К. ЛАРИНА — Но подождите,
Е. МИРОНОВ — Ой
К. ЛАРИНА — Они вообще меняются?
Е. МИРОНОВ — Да нет. Нет, те люди не меняются абсолютно. Просто мы - как Вам сказать? — подзарядились там
К. ЛАРИНА — Закричать, да.
Е. МИРОНОВ — А тут вдруг наивное, и в этом еще, в режиссуре Алвиса — это очень важно, потому что он чуть что нас тянет, вот, в
К. ЛАРИНА — Образочки.
Е. МИРОНОВ — Образочки. Ну ничего. Он говорит: ну просто голый артист на голой сцене. И честно говоря, если это —
К. ЛАРИНА — А какие рассказы взяли?
Е. МИРОНОВ — Ой, там много. Там десять рассказов. „Сапожки”, „Степка”, „Игнаха приехал” сейчас „Жена мужа в Париж провожала”
К. ЛАРИНА — Т. е. там я просто хочу понять, вы там это
Е. МИРОНОВ — Конечно, безусловно. Ну, как, драматургия даже в том, что мы, как бы, с Чулпан играем мужа и жену от 30 до 80 — вот так, по рассказам идет, как бы, вся история жизни. Это не значит, что мы играем одних и тех же людей, у нас десять рассказов, десять разных образов — просто абсолютно кардинальных разных. Разных людей. Вот, и также и остальные ребята, которые мы просто сейчас такой компанией, что уходить не хочется. Еще мало того, учимся на гармошке играть, все.
К. ЛАРИНА —
Е. МИРОНОВ — А как же! И он удивляется, Алвис, он говорит: „Как, это же ваша ну, как, ваша нефть, ваше золото — Шукшин”.
К. ЛАРИНА — Шукшин, безусловно.
Е. МИРОНОВ — Это его никто не знает в мире.
К. ЛАРИНА — Если он вернет нам Шукшина, это будет вообще.
Е. МИРОНОВ — Памятник поставить.
К. ЛАРИНА — Памятник поставить, действительно. Потому что мне кажется, что его очень, очень упростили за последние годы. С одной стороны, вообще подзабыли, потом, с третьей стороны, его, как и Высоцкого, все время
Е. МИРОНОВ — Да, да.
К. ЛАРИНА — Это ужасно все противно.
Е. МИРОНОВ — Нет, он не был никакой власти
К. ЛАРИНА — Нет. Абсолютно. Абсолютно.
Е. МИРОНОВ — И когда я его спросил: а почему вы против власти? Не то, что против власти, а против партии любой. Он говорит: „Потому что я считаю, что тогда человек теряет свою личность. Потому что тогда он должен подчиняться
К. ЛАРИНА — Мы, конечно, живем, вот, по своим внутренним законам, и здесь масса всяких у каждого свой список благодеяний, свой список искушений и свой список компромиссов. Ну вот смотрите, я просто сейчас на Вас смотрю и вспоминаю Вашего товарища и однокурсника Володю Машкова, который начинал вместе с Вами в одно время и был абсолютно такой же, вот, надеждой русского театра, но потом так сложилась жизнь, что он уехал в Америку. И конечно, он нас не бросил, он к нам приезжает, он участвует в
Е. МИРОНОВ — Сейчас он снимается, кстати, под Петербургом, у Алексея Учителя.
К. ЛАРИНА — Да, у Учителя, я знаю. Вот он когда приезжает сюда, вот он удивляется
Е. МИРОНОВ — Наверное, у Володи сейчас такой период, что он много читает Конфуция и
К. ЛАРИНА —
Е. МИРОНОВ — И А как? Он вообще, там, когда уезжал На самом деле, сейчас он все время здесь, потому что здесь интереснее — чего
К. ЛАРИНА — Значит, давайте теперь несколько вопросов я Вам задам от наших слушателей. Ну, собственно, тут много тем, которые мы уже успели затронуть. „Часто ли Вам приходится играть в спектаклях или фильмах, которые Вам не нравятся? Что Вы при этом испытываете?” И сюда же вопрос:'Евгений, участвуя в коммерческих проектах типа „Охоты на пиранью”, Вы снижаете планку и свою, и российского искусства. Как избежать этого? Где фильмы уровня „Макаров”, „Мусульманин”?
Е. МИРОНОВ — Да. Вот только что, находясь у Вас в студии, до захода в эфир, мне сделали комплимент как раз по этой роли, „Охота на пиранью”.
К. ЛАРИНА — Серьезно?
Е. МИРОНОВ — Так что не все так считают, что это снижение планки. На самом деле, я даже оправдывать не буду, мне было очень интересно помахаться шашкой с Машковым
К. ЛАРИНА — Нет, ну это закон жанра, никуда не деться.
Е. МИРОНОВ — Ну, а кто мне еще этот жанр предложил? Меня все время видят то военным, то, понимаете, с бородкой и в шапочке,
К. ЛАРИНА — Ну вот, часто ли приходится играть в том, что не нравится?
Е. МИРОНОВ — Никогда. Никогда я не соглашаюсь играть то ни за какие деньги. Такого не было ни разу. Даже если это неудачный проект — такое случается — я, как бы, не о чем не жалею, потому что я пошел туда, зная, почему. Мне хотелось
К. ЛАРИНА — Я в восторге была от Вашей работы — и Вашей, и многих других актеров — в саге под названием „Апостол”, но я не понимаю: это всерьез Вы делали, скажите?
Е. МИРОНОВ — А что так, почему у Вас такой вопрос возник?
К. ЛАРИНА — У Вас не было никаких сомнений, что здесь
Е. МИРОНОВ — Сомнений по какому поводу?
К. ЛАРИНА — По поводу сценария. Потому что там очень много нестыковок. Я скажу Вам честно, я знаю автора одного из авторов сценария
Е. МИРОНОВ — Олега Антонова.
К. ЛАРИНА — Да. Я не верю, чтобы он это всерьез все написал. Он над нами издевался. (смеется).
Е. МИРОНОВ — Вы немножко путаете.
К. ЛАРИНА — Да?
Е. МИРОНОВ — Да, немножко путаете две вещи.
К. ЛАРИНА — Он серьезный стал?
Е. МИРОНОВ — Нет, дело не в этом. Вы путаете, как бы, сценарий и
К. ЛАРИНА — воплощение.
Е. МИРОНОВ — и воплощение, и результат. То, как это снималось — цензурных слов у меня не хватит в эфире. Их невозможно произнести. То, что там поменялось, и в итоге из того чего это выросло
К. ЛАРИНА — Т. е.
Е. МИРОНОВ — И
К. ЛАРИНА — Т. е. Вам там приходилось, насколько я знаю, брать на и себя
Е. МИРОНОВ — Не хочется обсуждать не хочется.
К. ЛАРИНА — Ну, простите, что попала в такую болевую точку
Е. МИРОНОВ — Да, но то, что я Не, не, не, не, просто то, что я к этому относился абсолютно серьезно,
К. ЛАРИНА — Но получился Хотя, я понимаю, почему актер соглашается захотел это играть. Потому что сыграть такие две абсолютно противоположные роли, такой продемонстрировать искусство перевоплощения в действии, что называется.
Е. МИРОНОВ — Да.
К. ЛАРИНА — У нас таких сценариев нет практически, то, чем обычно славится американское кино — вот если говорить о хорошем
Е. МИРОНОВ — Нету.
К. ЛАРИНА — у нас этого нет.
Е. МИРОНОВ — У нас таких сценариев не делают.
К. ЛАРИНА — У нас „бери свое лицо и неси его по жизни”.
Е. МИРОНОВ — Да, да, одной роли.
К. ЛАРИНА — Да, да, да.
Е. МИРОНОВ — Мало того, сейчас он пишет продолжение, „Апостол 2”, и если это будет интересно, я не исключаю возможности
К. ЛАРИНА — Ну, режиссера тогда надо уже
Е. МИРОНОВ — Где они?!
К. ЛАРИНА — Сейчас, подождите.
Е. МИРОНОВ — Да.
К. ЛАРИНА — У меня есть вопрос по этому поводу. „Уважаемый Евгений, — пишет Алексей. — Где сегодня новые Евстигнеевы, Папановы, Смоктуновские, Плятты, Леоновы, Шукшины, Раневские, Гайдаи, — ну, Бондарчука мы опускаем, у нас Бондарчук есть. — Почему сегодня серость правит бал? PS:К Вам это, естественно, не относится”.
Е. МИРОНОВ — Да. Ну, я так не думаю, и придите, вот, на фестиваль „Территория”, и увидите лица этих и молодых артистов, которые участвуют в проектах.
К. ЛАРИНА — Ну Вы же сами говорите про общий уровень, если мы говорим про театральный. Ну?
Е. МИРОНОВ — Ну нет, ну как, ну все равно есть талантливые люди
К. ЛАРИНА — Что мы опаздываем, что мы отстаем.
Е. МИРОНОВ — Ну и что? Ну есть артисты — у Фоменко есть, у Женовача
К. ЛАРИНА — Артисты есть.
Е. МИРОНОВ — Есть прекрасные, да И нет, есть и режиссеры — их мало Есть проблема. Да, почему возникла, вообще, идея театра Наций как еще и стартовой площадки для молодых — потому что им некуда идти. Понимаете, они заканчивают даже не заканчивают — со второго курса театрального училища, даже не ВГИКа, их берут снимать стосерийные сериалы. И все, это крест. Потому что им хочется дачу, машину, жене серьги — все ясно: жизнь, солнце светит, как сегодня, понимаете? И все.
К. ЛАРИНА — А можно без этого прожить?
Е. МИРОНОВ — Не знаю.
К. ЛАРИНА — И купить жене серьги?
Е. МИРОНОВ — Я не знаю. Вот, например, пришел парень, месяц назад или два вру, в августе месяце это было. Кирилл Сбитнев. Из Питера приехал. И говорит: „Можно я вам покажу кусочек работы?” И показал кусочек Кафки — они сделали спектакль. И я так сижу, думаю: вот Боже ты мой, за окном солнце светит, а они в черное загородили и показывают замечательный И вот тут же сказали: мы берем, делаем, и у нас в октябре премьера. „Письма к Фелиции”, по Кафке, где впервые, на мой взгляд, влюбленный Кафка. Не тяжелый, не с проблемами такими, животного характера, а влюбленный Кафка. Кирилл Сбитнев — вот, новый мальчик. И я ему говорю: Скажи мне, а вот зачем ты это Вот фанатик. Вот он не может без этого. Но. Он один такой. Так нельзя. Дальше у нас, как Вам сказать, руководители театра начнут — дай Бог им здоровья — а заменять вообще некем. Просто остальные профанаторы искусства, которые быстро сляпать, показать, кассу сбить — это катастрофа. На самом деле, катастрофа в большом смысле. И если получится и Бог даст сил, в театре Наций будет площадка
(звонит мобильный телефон)
К. ЛАРИНА — Это мой т.е., представляете, какой позор — это мой телефон.
Е. МИРОНОВ — Мобильный?
К. ЛАРИНА — Да. Какой позор.
Е. МИРОНОВ — Это, видимо Да. Нет, просто я к тому, что если будет возможность, там можно будет прийти, вот, человеку, и сделать то, что он хочет. Никто его заставлять не будет, и если это будет убедительно, то это рождение новых
К. ЛАРИНА — Не понимаю, что случилось. Может быть, просто мотиваций изменилась? Вот раньше
Е. МИРОНОВ —
К. ЛАРИНА —
Е. МИРОНОВ — Да, да.
К. ЛАРИНА — Они не очень даже понимают, что это такое. Вот разница, казалось бы, чего там —