Top.Mail.Ru
Сегодня
19:00 / Основная сцена
Сегодня
19:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Касса  +7 (495) 629 37 39

В Театре Наций с успехом прошла премьера спектакля «Дон Кихот» (16+) по мотивам  романа Мигеля де Сервантеса в трактовке Антона Фёдорова.

Трактовка эта очень необычная, и словосочетание «по мотивам» в отношении данного спектакля – самое точное. Вообще, если исключить классическое прочтение произведения Сервантеса Марком Розовским в театре «У Никитских ворот», о котором ранее подробно писала «Московская правда», то в подавляющем большинстве случаев в последнее время рыцарь печального образа предстает перед зрителями в самом неожиданном свете. Так, например, на сцене столичного Театра на Таганке герой оброс новыми приключениями. В нижегородском ТЮЗе зритель встречается с человеком, которого постоянно предают и кидают. В Воронежском драматическом театре «Дон Кихот» путешествует с трагедийный территории на территории мюзикла, местами низвергаясь в цирковое шоу.

В Театре Наций зрителю тоже скучать не придется.

В новом спектакле режиссер Антон Фёдоров продолжает исследовать тему идеализма, сосредоточившись на темной ее составляющей. Дон Кихот в исполнении артиста Тимофея Трибунцева заявлен как деспот, причиняющий добро, как человек, идущий к воплощению своих идеалов по головам окружающих, страдающих от пристального внимания идальго к их персонам.

Своих героев автор пьесы (а по совместительству еще и художник-постановщик Антон Фёдоров) поместил в очень странное место, напоминающую городскую прачечную: за огромными стеклами виднеются дома в классическом испанском стиле. Внутри пространства распахнутые глазницы промышленных стиральных машин напоминают пещеры, вентиляторы на потолке выступают ветряными мельницами, а белые выстиранные простыни служат одеждой  монахов-бенедиктинцев, которые выделяются из группы бездомных, ночующих в этом удивительном месте. Из этой же разношерстной группы постояльцев «вываливаются» по разным поводам то один, то другой колоритный персонаж – священник (Сергей Шайдаков), цирюльник (Артем Шевченко), Хозяин постоялого двора (Александр Горелов), Доротея (Наталья Рычкова), Карденьо (Андрей Максимов), Лусинда (Серафима Гощанская)…

Оруженосец Санчо Панса (Семен Штейнберг), бредящий губернаторством – персонаж, который должен был бы по идее «заземлять» рыцаря печального образа, но при ближайшем рассмотрении он кажется еще более свихнувшимся, чем его хозяин.

«Дон Кихот» в Театре Наций – абсолютно абсурдистская история. В ней сюжет Сервантеса просвечивает только для человека, очень хорошо помнящего текст романа. В постановке есть всё – динамичные и немые сцены, есть мордобой, переходящий в хлопки ритмичного испанского танца, есть шутки выше и ниже пояса, сопровождающиеся щелканьем кастаньет, есть много чего  парадоксального. Зритель от неожиданности смеется три часа подряд. К самым, пожалуй,  «сюрным» эпизодам относится гигантская загребущая рука, выползающая в конце первого акта откуда-то из преисподней, и утягивающая Дон Кихота под сцену. Эта жутковатая рука зримо напоминает, что часто «благими намерениями выложена дорога в ад».

К концу первого акта скапливаются немереное количество о вопросов, что, разумеется, вписывается в режиссерскую концепцию.

– Роман «Дон Кихот» прочно ассоциируется с безрассудным движением к добру, которое каждый раз жестко наказывается существующей суровой реальностью, – проливает свет Антон Фёдоров. – Одно выходит за рамки нормы, другое, как кажется, удерживается в них. Насколько такая конструкция жизнеспособна сейчас? Что есть норма? Так ли безобидно это движение к добру и так ли сурова и страшна эта «объективная» реальность? В какой точке все сходится?

Но главный вопрос, который ставит перед зрителями постановщик – «Где мы отбрасываем все выдуманные конструкты и начинаем просто сочувствовать и любить?»

Музыку к театральному действу написал композитор Григорий Калинин, любопытную анимацию на заднике придумала мультипликатор Надя Гольдман, художник по свету – Игорь Фомин,  видеохудожник – Алан Мандельштам.

«Дон Кихот» Фёдорова может нравиться или не нравиться, с восторгом приниматься и активно отвергаться, но забыть его точно не удастся. Уж поверьте на слово.