Даниил Хармс — имя, которое у кого?то ассоциировалось c „радостным восприятием мира, причудливостью воображения” — так писал о нем Маршак. Чудодей, фокусник. .. Первая пьеса Хармса „Елизавета Бам” — мистическое действо, наполненное отнюдь не светлыми аллюзиями. Уже сама программка сделана в виде повестки, в которой сообщается, что гражданке Елизавете Бам надлежит явиться к следователю для допроса в качестве в случае неявки будет подвергнута Вроде бы детская игра в пятнашки, беспрерывная погоня героев друг за другом — но постукивающий звук хронометра — и вот Елизавету Бам уводят, свет гаснет, громко хлопает входная дверь.
Пьеса была написана Хармсом в 1927 году, через год она была поставлена в Петербурге. „Нашумевший спектакль закрепил за автором репутацию алогиста и эксцентрика”, — пишет в предисловии к сборнику Хармса „Полет в небеса” Анатолий Александров, замалчивая аллюзии между преследователями Елизаветы Бам и беспричинными арестами, набиравшими силу к
Каждая абсурдная фраза в устах героев звучит
Театр „Эрмитаж” часто прибегает к творчеству обэриутов для своих постановок. „Хармс Чармс Шардам, или Школа Клоунов” — знаменитый спектакль, в котором в первый раз, по словам Михаила Левитина, прозвучал со сцены „голос свободы”. В фойе, перед входом в зал, повсюду лежали огромные воздушные шары, и деревянный голос из громкоговорителя сообщал, что они неизвестного происхождения, и что лучше их не трогать. „Я вынул из головы шар”, — говорил Роман Карцев в первой постановке и делал удивленное лицо.
Спектакль „Белая овца” по мотивам творчества Хармса очень близок актэмовской постановке „Елизаветы Бам” по прочтению этого писателя. Там так же громко хлопает дверь: человек в черном пальто и двое низших военных чинов уводят Ирину Мазер и Пронина, героев рассказа „Помеха”, в неизвестном направлении. Справедливей сказать, именно после „Белой овцы” стали невозможными прежние, чисто юмористические, аполитичные трактовки творчества Хармса.
Гуляла белая овца,
блуждала белая овца
Внизу земля, а сверху гром,
а сбоку мы - кругом земля.
Над нами Бог в кругу святых,
а выше белая овца.
Гуляет белая овца.
Основную часть спектакля составляет повесть „Старуха”, написанная Хармсом в 1939 году, когда чувство неотвратимой и необъяснимой беды было повседневной реальностью каждого советского гражданина. Если Елизавета Бам еще играет со своими преследователями, если в „Елизавете Бам” они какое?то время поддаются на эту уловку и есть надежда на спасение героини, то в левитинском спектакле герой обречен, и это ясно с самого начала. „Вы веруете в Бога?” — спрашивает он.
Он не пытается оправдаться, он пытается понять, достоин ли бессмертия или будет осужден и на Страшном суде. „Грешит ли камень? Грешит ли дерево? Грешит ли зверь? Или грешит только один человек? Если грешит только один человек, то, значит, все грехи мира находятся в самом человеке. Грех не входит в человека, а только выходит из него. Подобно пище: человек съедает хорошее, а выбрасывает из себя нехорошее. В мире нет ничего нехорошего, только то, что прошло сквозь человека, может стать нехорошим”