Последние месяцы минувшего сезона были отданы двум гигантским театральным смотрам, приглушившим звучание московских премьер, — Российскому фестивалю „Золотая маска” и Международному Чеховскому фестивалю с его десятками сменявших друг друга коллективов, приглашенных со всего света. Центральным событием и того и другого стала „Пьеса без названия” Петербургского Малого драматического театра. Текст юношеской пьесы Чехова дал возможность всемирно известному режиссеру Л. Додину нарисовать портрет российского интеллигента Платонова — бездеятельного, спившегося, неразборчивого в связях с женщинами. Этого „героя”, дошедшего до скотского состояния и облаченного в
Казалось бы, москвичам трудно ответить на вызов этой постановки, высоко оцененной прессой и зрителями, но вот Театр под руководством О. Табакова открыл новый сезон премьерой по роману Т. Манна „Признания авантюриста Феликса Круля”, не уступающей петербуржцам по психологической разработке образов, а в артистизме и динамичности действия, может быть, даже превосходящей их. Домысливая драматические линия романа, режиссер А. Житинкин начинает спектакль с казни героя; под знаком ножа гильотины развиваются дальнейшие сцены, где юноша из „приличной семьи”, шаг за шагом приспособляясь к жизненным обстоятельствам и строя карьеру, внутренне деградирует. И в этом спектакле режиссер прибегает к „обнажению натуры”: нагота премьера труппы красавца С. Безрукова лишь подчеркивает пустоту души героя и его склонность к авантюризму (недаром звучат фашиствующие нотки в финальном монологе Круля).
Обнаженная плоть и эротические сцены в обоих спектаклях не вульгарны, а художественно обоснованы. Обнажение тела словно продолжает обнажение души героев. Для режиссеров это не столько прием, сколько шаг в постижении человека, и постижение это, волнующее в своей броской красоте, в итоге не утешительно
Если бы приехавшее из провинции спросили совета, „на кого” пойти, можно было бы предложить посмотреть К. Райкина в „Трехгрошевой опере” или „Жаке и его господине” (последний спектакль поставила в „Сатириконе” студентка театральной мастерской П. Фоменко в