Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
Актер, художественный руководитель Театра наций С 24 по 27 марта в Киеве пройдут гастроли московского Государственного театра наций под руководством Евгения Миронова. В первые два дня в Театре им. Ивана Франко столичные зрители смогут увидеть спектакль «Фрекен Жюли» по пьесе Августа Стриндберга, 26 и 27 марта на сцене Театра оперетты — «Киллер Джо» Трейси Леттса. О постановках рассказал «ДС» народный артист России, лауреат двух Государственных премий РФ и множества престижных театральных наград Евгений Миронов. Евгений Витальевич, чем вас привлекла пьеса «Фрекен Жюли» и как прошло сотрудничество с немецким режиссером Томасом Остермайером? Е. М. «Фрекен Жюли» вообще странное «многослойное» произведение. Его написал Август Стриндберг о женщине: мятущейся, изломленной личности, которая не может найти себя в этом мире. Когда мы делали адаптацию под нашего зрителя, то обозначили не только конфликт между мужчиной и женщиной, но и конфликт социальный. Немец Остермайер очень помог: со стороны ведь он видит нас не так, как мы друг друга. Сейчас такое количество людей выхолощенных, с ощущением депрессии, ненужности этому миру и окружающим. Этот срез одиночества воплощен посредством судеб всех трех героев пьесы. Когда мы закончили репетиции, я спросил Остермайера: «О чем спектакль, что должен подумать зритель?» А он говорит: «Вот посмотри: идет снег (а у нас в спектакле снег падает непрерывно и в конце даже появляются сугробы). Мне кажется, главный конфликт — между природой и тем, что происходит с людьми. Потому что этот снег будет идти вечно. И природе наплевать, что у нас в душе, все равно, насколько глубоко мы страдаем». Меня эта мысль просто поразила. Пьеса Стриндберга была написана в 1886 году. Неужели она настолько актуальна, что ее действие можно было перенести в современную Россию? Е. М. Любая история актуальна, когда она поднимает вечные темы: отношения мужчины и женщины, отношение человека, имеющего власть, к тем, кто ее напрочь лишен. Думаю, эта пьеса будет современна всегда. В спектакле властью наделена Жюли? Е. М. Изначально она выше по социальному статусу, чем двое других героев, но потом постепенно теряет свое привилегированное положение. Жюли, которую играет Чулпан Хаматова, и мой персонаж Жан на протяжении спектакля постоянно меряются силами, соревнуются как личности. У Жюли формальная власть: Жан — водитель ее отца. Но в природе мужчины присутствует инстинктивное стремление преобладать над женщиной, продемонстрировать силу самца. Он и она играют во власть и в ней познают самих себя и друг друга. Все пытаются идентифицироваться в социуме. Проблема Жюли в том, что она, помимо внешней идентификации — дочь генерала и бизнесмена, не обладает внутренней самодостаточностью, духовным наполнением. Внутри Жюли пуста, как самый гулкий сосуд. В чем проблема вашего героя Жана? Е. М. Жан на протяжении спектакля пытается разобраться в себе и своих желаниях. В итоге он понимает, что его мечта — вырваться из одного социального уровня и перейти в другой — неосуществима. Герой просто на это не способен, ему приятнее выполнять чьи-то приказания, оставаться слугой, чем принимать какие-то решения. Он приходит к мысли, что сидеть в яме, пребывать в подчинении — самое комфортное, что может быть в жизни, и счастлив в своем бездействии. В этом и есть проблема героя — вечная и поэтому всегда современная. Жан на самом деле ни в чем не виноват — такова его истинная природа. Получается, героям просто удобно быть слабыми? Е. М. Им такой путь ближе, привычнее, комфортнее. Им и еще многим современным людям и вправду удобно быть слабыми. Они борются за власть внешнюю, не имея никакого внутреннего, морального фундамента, чтобы ее принять. В итоге, придя к власти, оказываются совершенно беспомощными. Расскажите о вашей недавней премьере, спектакле «Киллер Джо». Е. М. Это очередная совместная работа Театра наций и болгарского режиссера Явора Гырдева (его «Метод Гренхольма» также был на гастролях в Киеве). «Киллер Джо» по пьесе американского драматурга Трейси Леттса сочетает элементы интеллектуального триллера и черной комедии. Действие происходит в Техасе: отец и сын решают убить мать ради получения страховки и нанимают для этого киллера Джо Купера. Хотя Леттс у нас пока мало известен, он, без сомнения, один из наиболее интересных современных драматургов. Не зря автор получил Пулитцеровскую премию. Его произведения, хотя и созданы в жанре ужастиков, смешные до чрезвычайности, в стиле «Криминального чтива» Квентина Тарантино. Болгарин Явор Гырдев придал пьесе особый колорит и задор. Здесь, как и во «Фрекен Жюли», прекрасное актерское трио: красотка с криминальными наклонностями Юлия Пересильд, брутальный Виталий Хаев и темпераментная Елена Морозова.