Спектакль «Гамлет. Коллаж» канадского режиссера Роберта Лепажа на сцене Театра Наций — это трехмерный спектакль на грани раздвоения личности. В чем вопрос «Гамлета» и как его разрешит Евгений Миронов, который играет всех персонажей пьесы?
На грани
Робер Лепаж определил, как быть «Гамлету», который обещает пережить не одну культурную революцию, с помощью достижений революции технической. На сцене огромный вращающийся трехмерный кубик рубик. В этом пространстве разрешает душераздирающие вопросы Гамлета только один актер, Евгений Миронов. Гамлет вышел за рамки героя одной пьесы Уильяма Шекспира. Он самодостаточен и способен сыграть свою трагедию в одиночку. Евгений Миронов в образе Гамлета ловко перевоплощается в Полония, в тень отца Гамлета, Офелию, растворяясь в гранях вращающегося куба. Кубик рубик — это бытие, планета «Шекспир» с одним единственным жителем. Театр Лепажа — это театр художника. Он воплотил мечту английского режиссера — символиста Гордона Крэга спустя столетие. Крэг хотел реализовать замысел вращающегося куба на современной ему сцене, но технически это оказалось не под силу современной ему эпохе. Сегодняшние технологии дают театру возможности, которые отвечают на самые смелые изыски воображения режиссеров. Видео-арт позволил Лепажу созать моноспектакль. Когда Евгений Миронов в образе Гамлета разговоривает со своим же отображением в образе Офелии на грани куба.
Русский Гамлет по-достоевски
Главные герои в «Коллаже» Лепажа вместе с Евгением Мироновым: свет, видео и сама геометрическая фигура. Предыдущие роли Евгения Миронова объясняют, почему именно его выбрал Лепаж на гланую роль. Князь Мышкин в образе Гамлета, это уже интересно. Актер, разгадывающий психологические коды героев Достоевского, теперь погружен в шекспировские страсти.
«Гамлет. Коллаж» создает ощущение клаустрофобии, похожее на «Записки из подполья». Куб как и подполье — метафора одиночества, диалогов с самим собою, которые граничат с безумством. Русский Гамлет был написан, даже не написан, а выстрадан Достоевским. Только он сборный персонаж из его ключевых произведений. Раскольникова в «Преступлений и наказаний» мучает схожий вопрос с «Быть или не быть?». И он решается переступить. Как писал сам автор: «Преступление не есть поступок, а состояние сознания, позволяющее преступить черту совести». Преступать или не преступать черту совести? Вот вопрос Гамлета по-русски. Моноспектаклем Гамлета в отечественнной литературе можно назвать и троих Братьев Карамазовых, даже четверых, если считать Смердякова. Благородного юродивого князя Мышкина.
Кубическое одиночество
Режиссер не ставит Шекспира, он в него перевоплощается. У зрителя возникает ощущение, что он наблюдает процесс написания «Гамлета». Драматург сам произносит все реплики персонажей, а они постепенно выходят и выходят, оживая, из-под его пера. Миронов играет еще и Шекспира. Офелию, Полония, Лаэрта зритель видит через воображение Гамлета. Через его сон. В самом начале спектакля мы видим человека в смирительной рубашке, который начинает рассказывать свою нелегкую судьбу. Заканчивается спектакль тоже в декорациях «палаты». Гамлет жив. Но его жизнь начинается после смерти. Он решает свой вопрос вот уже более трехста лет.
Коллаж на Шекспира
Образы героев пьесы в спектакле составлены в коллаж, который режиссер накладывает на портрет Гамлета. Грани куба — это увеличительное стекло, через которые мы видим драму принца датского. Вместо средневековых декораций классической постановки или современной интерпретации, например, как спектакль Юрия Бутусова в МХТ им. Чехова, «Гамлет. Коллаж» Роберта Лепажа — это вскрытие подсознания Гамлета. Видео-арт, который на современной сцене стремится занять все больше и больше пространства, иногда вытесняя своими техническими трюками режиссерский театр, в «Гамлете» Лепажа ни на минуту не выходит из-под его контроля.
Премьера состоялась 21 декабря 2013 года
Спектакль лауреат XXIII Театральнной премии «Хрустальный Турандот» в номинации «Лучшая мужская роль»(Евгений Миронов) . В этом году спектакль трижды номинирован на премию «Звезда Театрала» как лучший спектакль, лучшую режиссур(Роберт Лепаж), лучшую мужскую роль в большой форме (Евгений Миронов).